По всему бару летали пули...

Посёлок Уральский Нытвенского района лихорадит уже несколько дней. Перестрелку в местном баре обсуждают старушки на лавочке, пациенты в больнице, чиновники в офисах. Скандал уже вышел за пределы Пермского края.

В ночь с 16 на 17 июня сотрудники дорожно-патрульной службы остановили «ВАЗ-2105»: схожая машина числится в угоне. За рулём находился 23-летний житель посёлка Андрей Аликин. Инспекторы предложили ему проехать в больницу для медицинского освидетельствования на предмет опьянения. И тут началось…

«ПОВЕРНУЛСЯ СПИНОЙ И ПОЛУЧИЛ ПУЛЮ»
«Да, я действительно был выпимши, – не отрицает Андрей. – И согласился поехать в больницу. Единственное, попросился поставить машину к дому».

Аликин и сейчас недоумевает: как ему, нетрезвому, разрешили сесть за руль. «Я снова сел на водительское место, инспектор устроился на сиденье рядом». По пути Аликин остановился, выбежал из машины и попытался укрыться в принадлежащем ему баре. Существует несколько версий того, что случилось дальше.

Версия первая: милиционеры ни с того ни с сего начали перестрелку.

В баре находилось десять–пятнадцать человек. Дмитрий Ваулин и Иван Гааб, по их рассказам, стояли у входа. «Когда Андрей Аликин забежал в помещение, я пытался выяснить у инспекторов, что случилось, они мне нагрубили. Начали отталкивать. А потом я схлопотал пулю в ногу. Закричал: «С…! Что ты делаешь!» – и получил вторую пулю», – рассказывает Дмитрий Ваулин.

«Один из гибэдэдэшников меня «послал», я его тоже – в ответ, – дополняет его друг Иван Гааб. – Только повернулся к нему спиной, как получил пулю – по правой голени в икроножную мышцу. Любая экспертиза покажет, что я стоял спиной и физически не мог нападать».

«Саша Дорофеев пытался выйти из бара, подняв руки, так ему прострелили ладонь», – рассказывают парни. Говорят, им пришлось перевязывать свои раны целлофановыми пакетами, потому что сотрудники патруля забаррикадировали двери и никого в больницу до приезда милиции отвозить не хотели. «Да, я совершил административное нарушение, но за это ведь не расстреливают! Пули летали по всему бару!» – возмущается Андрей Аликин.

«ОНИ ВЫРЫВАЛИ ОРУЖИЕ»
Официальная версия следствия такова. Забежав в бар, Аликин, которого в это время пытались удержать и оттащить автоинспекторы, крикнул: «Ребята, помогите!» – и ребята помогли.

«К сотрудникам ДПС подбежали посетители и начали отбирать парня. После того как они вырвали его, стали нападать на патруль – наносили удары, пытались отнять табельное оружие. И когда стало понятно, что агрессивно настроенная и неуправляемая толпа может захватить оружие, сотрудники ДПС сделали предупредительные выстрелы в потолок. Однако нарушителей это не только не остановило, – рассказывает Евгения Куликова, заместитель руководителя МРСО по г. Краснокамску при СУ СК прокуратуры Пермского края, – но ещё больше распалило. В результате один из нападавших получил ранение; если бы не выстрел в ногу, он мог бы завладеть пистолетом, и кто знает, как могла бы тогда повернуться эта история – могли быть убиты и сотрудники ДПС, и пострадать присутствующие в баре».

Остальные раненые, по словам Куликовой, также получили свои ранения при попытке отъёма оружия. Только один (судя по всему, Дмитрий Ваулин) «поймал» отрикошеченную пулю. «Целенаправленных выстрелов в людей сотрудники ДПС не производили», – подчёркивает Куликова.

«СОРВАН ПОГОН, И ВСЯ РУБАШКА – В КРОВИ»
«Когда мы подъехали, один из сотрудников ДПС придерживал двери, чтобы толпа не вышла и снова не отобрала водителя, из-за которого и произошла потасовка», – восстанавливает картину произошедшего начальник местного отделения милиции Сергей Трефилов. Одежда обоих сотрудников ДПС, по его словам, была мятая и грязная – «словно их повалили на пол и драка происходила лёжа». Один из автоинспекторов заметно прихрамывал, у другого был сорван погон и вся рубашка – в крови. «Я не могу вам сказать, в чьей крови», – говорит Трефилов.

Всех бунтовщиков доставили в местное отделение милиции. Затем в больницу – на освидетельствование (проверить содержания алкоголя в крови) и перевязку раненых. Как сообщили «ПН» в Уральской районной больнице, к ним в ту ночь были доставлены восемь человек. Троим оказали первичную медицинскую помощь, один из них (Дмитрий Ваулин) был направлен той же ночью в травматологическое отделение Нытвенской ЦРБ.

Врач-травматолог Геннадий Хлебников подтвердил: больной был доставлен с огнестрельными ранениями стопы (две пули), он до сих пор лежит в больнице. Как утверждает Сергей Трефилов, все трое пострадавших посетителей бара имели проблемы с законом, причём двое из них были судимы неоднократно. Не раз, утверждает он, привлекался к административной ответственности и водитель задержанной в ту ночь машины. В том числе – за вождение в нетрезвом виде.

«На коечку» были отправлены и сотрудники ДПС. Один из них – на следующий после происшествия день, второй – через день. «У обоих сотрясение головного мозга. И у одного ещё сломан пальчик на ноге», – комментирует врач.

ПОДПОЛЬНЫЙ «ОФИС»
Место, где происходила потасовка, считается в Уральском злополучным. На этом же месте, когда здесь действовали игровые автоматы, покончил с собой человек. Здесь же убили в прошлом году девушку. И вот снова – случай из ряда вон. Действует «Офис», по сути, подпольно. Здание огромного павильона принадлежит частному предпринимателю из Новоильинского, сдающему свободные площади в аренду. Однако кроме договора аренды на открытие требуются разрешительные документы надзорных органов. Никаких документов руководитель «Офиса» Андрей Аликин представить не смог. Как поясняют в правоохранительных органах, к «Офису» уже давно есть претензии, и вопрос о его закрытии поднимался неоднократно. Но надзорные органы, приходя с проверкой, сталкивались с закрытыми дверями – бар открывался только поздно вечером. Владимир Балашов, глава Уральского городского поселения, оказался более решительным: «Пусть говорят, что глава – самодур, но, несмотря на то что это частная собственность, на следующий же день я приказал заварить двери в эту пивнушку. Всё, надоело!»

Балашов считает действия сотрудников ДПС правомерными: «А что надо было делать инспекторам? Не оказывать сопротивления толпе, которая пытается отнять табельное оружие? Они на службе. И это их обязанность – задерживать правонарушителей».

По факту перестрелки в посёлке возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти», которая предусматривает лишение свободы до пяти лет. Раненные в перестрелке посетители бара в долгу не остались – обратились в аппарат уполномоченного по правам человека с просьбой защитить их от произвола милиции.

Текст: Марина Сизова, «Пермские новости» специально для «Иной газеты»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс