Образование должно быть открытым

На плечи молодого руководителя системы образования, который приступил к своим обязанностям в конце прошлого года, легла ответственность за сложный процесс ее модернизации и реформирования. Что удалось? Мы беседуем с Сергеем Злобиным о важных аспектах образования в Березниках.

ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ -ЧЕСТНАЯ СИТУАЦИЯ
— Сергей Васильевич, прошло полгода с момента вашего вступления в должность председателя комитета по вопросам образования. Что за это время было наиболее сложным и наиболее интересным в работе?

— Наиболее сложной — некоторая систематизация работы, хотелось выстроить ее так, чтобы более адекватно реагировать на современные вызовы существующей ситуации. Сложность представляла работа, которая была накоплена и отложена за период, когда не было руководителя комитета, был только исполняющий обязанности. Самое интересное? Удалось создать очень работоспособный административный коллектив, который готов трудиться в ин¬новационном режиме.

— Сейчас идет реформирование системы образования. Какие нововведения вы находите целесообразными, а какие, быть может, вызывают сомнения?
— Честно говоря, большого отторжения ни к одному из аспектов нововведений нет. Я могу сказать, пройдя путь от простого учителя, который начал преподавать со времен студенчества, и через другие ступени, — адекватность реформ действительности существует, по крайней мере, если мы говорим про школу. Взять подушевое финансирование. Это реально честная ситуация, когда деньги идут за оказание ребенку услуги и направлены не на здание, не на штатное расписание, а на ребенка. И мы понимаем, что ребенок является основной целью образования. Если говорить про автономные учреждения, то руководитель школы в этих условиях чувствует себя хозяином, как любой руководитель предприятия, а не как человек что-то постоянно выбивающий и выпрашивающий. Лично для меня осознание изменений произошло в тот момент, когда, будучи директором Пермской школы № 102, я ощутил преимущества подушевого финансирования: бюджет учреждения составил порядка 25 миллионов рублей, как на предприятии крупного бизнеса.

— В Березниках все учреждения образования перешли на подушевое финансирование?
— Перешли школы, потому что эта система в крае отработана. К сожалению, мы не в полном объеме перешли на подушевое финансирование в детских садах и учреждениях дополнительного образования. Финансирование в дошкольном учреждении, куда ходит 50 детей, и в том, куда ходит 200 детей, может сильно различаться. Система допобразования многосегментна, учреждения выполняют разные задачи. Двигаемся осторожно, чтобы не навредить. Есть некоторые федеральные нормы, и важно, когда наступит час икс, не оказаться в ситуации, когда мы еще не готовы, а уже начинаем действовать. Самая сложная тема сейчас для меня — это новая система оплаты труда. Она вызывает ряд вопросов. Хорошо, что нам дано было право обсудить ее с руководителями образовательных учреждений, внутри комитета, с управляющими муниципальными советами. Около одиннадцати предложений мы направили в край, и часть из них будет учтена. С 1 сентября на новую систему оплаты труда перейдут школы, а с 1 января 2010 года — детские сады и учреждения допобразования.

ИНТЕРНЕТ-ФОРУМ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ
— Вы создали тему обсуждения на березниковском Интернет-форуме. Там звучит немало критики в адрес руководства комитета. Как вы ее воспринимаете и были ли случаи, когда полученная информация стала для вас руководством к действию?

— Для меня одно из важнейших понятий — открытое образование. Очень часто через форум получаем информацию о тех или иных негативных явлениях в учреждениях образования: по кровле, организации учебного процесса. Вся информация учитывается. Если критика имеет содержательный аспект, мы реагируем. Один из последних примеров — решение вопроса о сроках внесения родительской платы за детский сад. На форуме горячо обсуждалась тема о том, что ее неудобно вносить до десятого числа — до получения заработной платы. Мы продлили срок оплаты до пятнадцатого числа. После обсуждения на форуме каждая информация уточняется.

— Одна из проблем, обсуждаемых на форуме, — низкая скорость Интернета .в школах. С учетом того, что в следующем году предстоит заполнять электронные журналы, она обострится...
— Проблему мы решаем. В сентябре 2008 года закупку услуг Интернета по предложению министерства образования, с которым согласился комитет, проводил край. А если закупка идет в целом по краю — побеждает тот поставщик, который может обеспечить услугу на большей части территории. Сейчас мы пытаемся добиться того, чтобы в следующем финансовом году распоряжение этими финансовыми средствами было у нас. Уже подготовлен проект, который позволит увеличить скорость Интернета в школах в 2—3 раза. Хотим объединить школы, а потом и детские сады в единую локальную сеть.

— Что важного, на ваш взгляд, за этот учебный год удалось реализовать в плане модернизации образования в Березниках?
— Модернизация имеет разные уровни. Мне бы хотелось сделать акцент на достижениях в содержательной части. Школа № 14 стала центром инновационного опыта, такого статуса у березниковских школ никогда не было. Школа № 16 сейчас тоже выходит на уровень центра инновационного опыта по проектированию в начальной школе. Это позволит изменить содержание образования. Радует, что удалось апробировать и запустить в ряде учреждений электронные дневники. Суть электронного журнала не только в том, что там проставлены оценки и указаны замечания. Там представлена вся программа учебного курса. Родитель увидит не по факту образовательный процесс, а в перспективе. Можно, к примеру, скорректировать свои семейные планы, исходя из того, что в марте у ребенка целая
серия контрольных работ.

НОУ-ХАУ - ШКОЛА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
— В следующем учебном году в рамках регионального эксперимента в Березниках откроется новый образовательный центр на базе школы № 10. В чем суть этого нововведения?

— Это будет общедоступная школа для старшеклассников с разным уровнем подготовки, без вступительных испытаний. Благодаря краевым ассигнованиям школа будет обладать очень серьезной материально-технической базой. На приобретение оборудования выделяется около 1,5 миллионов рублей. Обучение будет вестись по индивидуальным образовательным траекториям. Ребенок сможет сформировать свои интересы, занимаясь в основном предметами, которые ему наиболее интересны. Новые образовательные центры функционируют в пяти территориях. Они направлены на профессиональное самоопределение ребенка. Сегодня дети, оканчивая школу, поставлены в условия, когда нет права на ошибку. Они должны выбрать себе колледж или вуз, четко понимая, кем хотят быть. Статистика говорит о том, что к третьему курсу студенты вузов на 70 процентов разочаровываются в своих специальностях. Это зря потраченные деньги, необходимость переучиваться. В новом образовательном центре ребенок может попробовать, что такое быть химиком, написать исследовательскую работу, пройти практику на предприятии. Мы провели переговоры с промышленными предприятиями. В школе будут открыты специализированные классы, ориентированные на работу на конкретном предприятии. Дети смогут реально определиться, какая профессия им нравится. Предполагаем, что спрос на школу для старшеклассников будет достаточно большим. При этом, в отличие от других территорий, мы не делаем остальные школы девятилетками.

ОТ СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЯ - К СТАТУСУ УЧЕНИКА
— Сегодня в Березниках существуют шесть профильных школ. Они останутся?
– Профильные школы останутся. Но здесь есть аспект, который меня настораживает. В Березниках нет школы повышенного статуса, кроме лицея и гимназии. Профильные школы имеют лицензии обычных общеобразовательных. И ребенок получает аттестат общеобразовательной школы, даже если учился в классе с углубленным изучением предметов. Нужно повышать статус учреждений, и мы вышли в школы с этим предложением.

— Какие учреждения образования будут сокращены в новом учебном году? Чем это вызвано?
— Закрываем только школу № 27. Это вызвано невостребованностью услуг. Школа, которая рассчитана примерно на 1000 детей, на данный момент заполнена меньше чем наполовину. Мы создаем на базе школы № 28 объединенную школу, чтобы количество детей было лицензионным и можно было бы более качественно организовать учебный процесс. Мы не сокращаем имущественный комплекс. В школу № 27 переедет школа № 15, которая сейчас находится в неприспособленном помещении. Эта коррекционная школа должна быть сохранена.

P.S. Будут ли открыты в городе частные детские сады? Какие преобразования ожидают муниципальные загородные центры отдыха детей? Как любит проводить свободное время главный чиновник от образования? Ответы на эти и другие вопросы читайте в продолжении интервью с председателем комитета по вопросам образования Сергеем Злобиным в следующем номере.

Текст: Юлия Пальникова, газета «Березники Вечерние».
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью