В цвет Бранденбургских ворот

18 мая начался новый отсчёт в истории Пермского краевого музея. Впрочем, в Международный день музеев новая жизнь началась и у Дома Мешкова – памятника зодчества, построенного в 1889 году известным пермским архитектором Александром Турчевичем. Новую экспозицию открыли в недоделанном здании, однако этот шаг музейщики считают необходимым. По их словам, в обновлённом музее отлично уживаются топор древнего человека и мультимедийные технологии.

Полтора года, или, как дотошно подсчитали в музее, 550 дней и ночей, город был лишён доступа к музейным «сокровищам». Руководство музея обещало открыть залы для посетителей ещё в прошлом году. Однако работы оказалось столько, что только к маю успевали завершить формирование выставок, хотя монтаж экспозиции по сравнению с капремонтом здания занял очень немного времени – около трёх месяцев.

«Дизайн витрин создавали специально для отреставрированных залов Дома Мешкова, – рассказывает сотрудник краевого музея Светлана Неганова. – Новые модели немецкого образца – как ящик с секретом: часть экспонатов можно будет разглядеть только по подсказке экскурсовода». А сами музейщики в полном восторге от электронных витрин – интерактивные дубликаты сделали к каждой экспозиции. И это действительно большой плюс. Появился у музея и собственный медиазал, поэтому в планах сотрудников музея – разработать фильмы-экскурсии.

КАК БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА В БЕРЛИНЕ
К открытию музей успел подготовиться только «изнутри», и то частично. Снаружи здание по-прежнему утопает в лесах и брезенте. И только вывеска «Музей открыт» успокаивает посетителей.

За полтора года подрядчик провёл большой объём работ: сохранены стены дома, деревянные межэтажные перекрытия заменены на железобетонные, отремонтирована крыша, капитально усилен фундамент, поставлены новые инженерные сети, отреставрирована парадная лестница и залы, отремонтированы камины. Здание начинили электроникой. У Дома Мешкова появился подвал, где разместились маленький гардероб, касса, буфет, сувенирный киоск. К 15 ноября, «дню рождения» музея, планируется благоустроить и озеленить прилегающую территорию, завершить реконструкцию фасада. Уже доставлен из Самары необходимый гипс №16, из которого изготовят лепнину. Фасад здания выкрасят в жёлтый цвет той же самой краской, что и Бранденбургские ворота в Берлине. В будущем рядом с музеем планируют восстановить ротонду.

500 НОВЫХ АРТЕФАКТОВ
Это театр начинается с вешалки, а наш музей – с одноразовых синих бахил. Их предназначение – беречь паркет. Паркет не подлинный – копия, но дорогой, поэтому беречь его предполагается столь же ревностно.

Многовековую историю умудрились уместить в шесть залов второго этажа. Здесь – пять тысяч экспонатов. В экспозиции используются оригинальный архитектурно-художественный проект, информационные технологии. Реставраторы провели огромную работу, благодаря чему в музее появилось 500 совершенно новых артефактов.

Многие экспонаты пермяки увидят впервые. Например, личные предметы пермских масонов, мебельный гарнитур князей Всеволожских (как сказала директор музея Ольга Юдина, до реставрации диван и кресло можно было отправлять только на свалку), камин, который в начале прошлого века находился в здании Казённой палаты, ныне – администрации и думы Перми. Из той же «оперы» – «венгерка» хозяина дома Николая Мешкова. В музей она перешла от свояченицы Мешкова в середине 80-х годов.

Новая экспозиция, по идее, должна успокоить тех, кто всё это время стенал по поводу «исхода» музея из Архиерейского дома. Ольга Юдина, директор музея, считает, что от переезда историческая часть экспозиции только выиграла. По её словам, в старом здании под историю было два зала, а теперь будет два этажа, где разместят 9000 экспонатов. Кроме того, Олег Чиркунов обещал музею, что серьёзно подумает о том, чтобы выделить под уникальную археологическую коллекцию отдельное здание. В итоге в распоряжении музея могут оказаться сразу три полноценные выставочные площадки, а не одна, как было ранее.

РАССКАЖИТЕ, ПТИЦЫ…
Но, с другой стороны, поскольку общая площадь Дома Мешкова на порядок меньше площади Архиерейского дома, то экспонатам и посетителям явно тесно. Да ещё, видимо, стремясь «сразить» посетителей количеством артефактов на квадратный сантиметр, музейщики принесли в жертву качество. От мелких экспонатов (их большинство) буквально рябит в глазах. Зато проблема с пояснительными «этикетками» – на них не хватает места. Вопрос возникает и об уместности в исторической экспозиции совершенно не музейных произведений художников из творческой группы «Артефактум» (Екатеринбург). Их главным «автографом», оставленным практически в каждом зале, стали птицы, которые свободно «парят» под сводами, указывая направление движения по музейным комнатам. Руководитель «Артефактума» Юрий Калмыков напрямую увязывает образ птиц с образами воды, реки, которая играла важную роль в истории Пермской земли.

«Это многослойная экспозиция, – разъясняет суть своего замысла Юрий Калмыков, – рассчитанная на внимательного зрителя. И это не просто экспозиция, а произведение экспозиционного искусства. Здесь не только живопись, скульптура и графика, но и инсталляции, и своего рода беспредметные и абстрактные виды искусства. Мы хотим, чтобы человек почувствовал себя здесь своим, видел, что его ждали и к его приходу старательно готовились. Тогда, каким-то таинственным путем человек начнет воспринимать всё это как пространство своей души». Но, путешествуя по залам, порой ловишь себя на ощущении, что творческие амбиции Калмыкова и К° всё-таки вступают в принципиальный конфликт с исторической концепцией экспозиции.

А вот первый этаж представляет собой пока выставку фондов. Здесь экспозиция находится ещё в стадии подготовки, но, как заверила Ольга Юдина, уже 15 ноября, в «день рождения» краевого музея, она будет готова. Этот этаж предполагается посвятить истории Пермского края ХХ века, проще говоря, советским временам. Уже сегодня здесь можно увидеть лозунги, предметы быта, телефоны, одежду и другие атрибуты эпохи социализма. На 15 ноября намечены и презентация памятника архитектуры XIX века «Дом пароходчика Н. В. Мешкова», и театрализованное мероприятие в рамках проекта «Новая жизнь музея. Дом Мешкова».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По решению губернатора Олега Чиркунова историческое здание было передано из федеральной в краевую собственность. Это дало возможность выделить средства на реконструкцию из краевого бюджета – 118 миллионов рублей. Пропускная способность нового музея – 150 человек в час. На его содержание, включая все филиалы, из краевого бюджета уходит более ста миллионов рублей (зарплата персонала, налоги, «коммуналка», приобретение новых экспонатов и так далее).

Текст: Наталья Солнцева, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история