С чего начинается медиа

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Хотя в большинстве случаев возможно не придавать чрезмерного значения терминологии и назвать вещи и явления именами им не свойственными, а имеющими более широкое или более узкое толкование (например, называть сметану «молочным продуктом», а над отделом молочных продуктов повесить вывеску «молоко», а не – «молоко, сметана, кефир, йогурт»), в некоторых случаях точная терминология полезна и абсолютно необходима.

Потому что, это следует запомнить, речь, слова, терминология предназначены исключительно для того, чтобы нас понимали другие люди. Для того, чтобы другие люди нас понимали, мы с этими людьми должны вкладывать одинаковый смысл в одинаковый набор звуков (букв). Иначе нас просто не поймут, а зачем мы тогда вообще говорим?

Вот и в нашем случае полезно помнить, что, да, мы говорим о журналистике и на нашем гербе гордо начертано: «Журналистика – это бизнес», но, строго говоря, журналистика – это ещё не весь медиа-бизнес. В частности, публицистика строится по иным законам и правилам, нежели журналистика. Некоторые исследователи и большинство факультетов журналистики склонно считать публицистику подразделом журналистики, есть даже такое выражение «публицистические жанры», но с точки зрения нашей Школы это неверно. Впрочем, доказательство оставим до другого раза, тем более, что в медиа-бизнесе может встречаться даже и литература, и многое иное. Сейчас лишь заметим, что и пропаганда может быть отнесена к медиа-бизнесу, поскольку с помощью пропаганды человек также извлекает вполне конкретную пользу. И средством извлечения этой прибыли в конечной, фундаментальной основе является та же информация, сиречь «медиа». Эта, извлекаемая из пропаганды, польза, конечно, отличается от простой и прямой прибыли производителя массовой информации, но, к слову, тоже может быть пересчитана в национальной валюте.

Разумеется, с точки зрения бизнеса производство и распространение собственно ИНФОРМАЦИИ, а соответственно, и журналистика, как основной способ деятельности СМИ, предпочтительнее, нежели пропаганда. Просто потому, что пропаганда – это конечное и кратковременное, до достижения вполне определённых целей, занятие. Всё равно что «украл – выпил – в тюрьму». Словом, романтика.

Журналистика же вечна и непреходяща. Второй древнейшей наше ремесло называют вовсе не из-за пресловутой «продажности», а именно по очерёдности возникновения. Можно много спорить, какой род занятий человеческого рода стал первым, появился раньше и всё такое, скажем, секс в обмен на шкуру мамонта или всё-таки охота на мамонтов, но вторым занятием стал профессиональный рассказ о том, как всё это произошло. Возьмите ту же Библию – это ни что иное, как сборник журналистских материалов. Расследований, репортажей, интервью. Разве что слог немножко отличается от современного (попробуйте сами взять любой эпизод любого Завета, переложить его на язык нынешней прессы, получите несказанное удовольствие и важный урок).

Однако, повторим, и публицистика, и пропаганда, и собственно журналистика, это всё – медиа-бизнес. И хотя, опять повторим, мы отдаём предпочтение журналистике перед той же пропагандой, самые-самые основные, фундаментальные правила в основе, фундаменте бизнеса одинаковы.

И медиа начинается не с желания кого-либо издавать что-либо, нарисовать обложку гламурного журнала не хуже, чем «Плейбоя», публиковать еженедельно фото обнажённых красавиц из соседнего подъезда, по принципу: а я тоже так умею. Не с желания прославиться, завоевать аудиторию или принести пользу обществу. Не с идеи необходимости пропаганды благих целей или корыстных устремлений. Не с графоманского желания делать великие статьи. Любое медиа всегда начинается со скучного расчёта.

«Сперва сделаем первый выпуск, потом рассчитаем» - это первый признак несерьёзности всего предприятия, и почти точно можно предсказать, что дело не выгорит, первым выпуском всё и закончится. «Почти» - потому что после первого выпуска к начатому «проекту» может присоединиться дельный и опытный человек, который всё рассчитает и начнёт проект уже без кавычек. Но происходит это редко.

А бывает ещё и так, забавно наблюдать (на Березниковском Форуме в соответствующем топике время от времени всплывают такие примеры), ура, мы начинаем выпуск нового журнала! Читайте все, высказывайте мнения! И… всё. Через месяц про «новый журнал» стесняются вспомнить даже сами его создатели. Денег-то нет.

Более того, подход: вот, у нас есть деньги (или так: на тебе деньги, делай газету или пропаганду), начинаем, рассчитаем потом – тоже неверно. Потому что расчёт, как скучное занятие, откладывается на потом, и ещё на потом, и ещё на потом, а потом деньги кончились, и рассчитывать уже нечего.

Настоящее медиа начинается с расчёта.

А под цифрой «0» в расчёте, разумеется, должен стоять пункт о первоначальном или, если угодно, стартовом капитале. Причём в любом его выражении, денежном или вещественном (условно говоря, можно не покупать компьютер для вёрстки, если достаточно того компьютера, который стоит у тебя дома).

Впрочем, этот пункт можно разбить на две части – вещественную (деньги, техника и т.д.) и человеческую. Потому что человеческий ресурс – тоже необходимая составляющая первоначального капитала. Потому что для выпуска любого медиа недостаточно одних денег или одной техники, а нужны люди. Думаете, банальность? Думаете, а как же, вот я решил, вот я буду… А вот нет. Потому что человек это не двуногое без перьев, а его время. То время, которое человек может затрачивать на производство медиа-продукта. Не больше и не меньше. А на производство медиа-продукта требуется полный рабочий день, как минимум, одного человека. Восемь часов. Не меньше. И вот есть такой человек, медиа, возможно, состоится. Нет… Если нет, не помогут никакие мечты.

Более того, когда есть человеческий ресурс, часть о вещественной, материальной, денежной составляющей стартового капитала можно на время отложить. И заняться собственно расчётом. То есть, принять за аксиому – да, стартовый капитал понадобится, обозначаем его Икс, эту задачу решим по окончании всего расчёта.

А дальше всё равно надо считать. Что, сколько, зачем и т.д.

Уважаемый нами Дэвид Рэндалл в своей книге «Универсальный журналист», каковая на данный исторический момент является лучшим учебным пособием по журналистике и главы которой мы уже не раз публиковали в нашей Школе, пишет так: «История успехов в газетном деле — это история самозабвенных прыжков в неизвестное. Там есть все: яркие идеи, упреждение читательских запросов, своевременность, везение, хороший вкус — а подчас и дурной, есть отвага или безумие необходимого риска. Либо все это у вас есть, либо — нет. Этому нельзя научиться на занятиях или по книжке. И существует только один способ выяснить, обладаете вы этим или нет, — воспользоваться случаем и попробовать, не задумываясь о последствиях.

Если бы для того, чтобы создавать новые газеты и возрождать к жизни существующие, всего этого было достаточно, тогда данная глава была бы короткой. Фактически она бы заканчивалась на этих словах. Но и талант нуждается в планировании, организации дела и трезвом расчете, чтобы издание благополучно состоялось».

Ибо журналистика это – бизнес. Аминь.

Текст: Александр Наковальня
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


концепция

Школа Лучникова