Сладкоголосая птица джаза

«Выступает Александр Рахматуллин!» – объявляет конферансье, и с первыми же музыкальными фразами душа уносится как будто в иную реальность. В мир, где все друг друга любят, и даже страдают светло и не надрывно… Он уже много лет возглавляет духовое отделение Березниковского музыкального училища. Однако широкой публике Александр Рахматуллин больше известен как блестящий исполнитель джазовой музыки.

– Александр, начну с вопроса, которым принято заканчивать: каковы ваши творческие планы на этот год?
- Я постепенно созреваю к своему сольному концерту, который предположительно пройдёт в сентябре. Музыкальный материал у меня есть, сейчас готовлюсь к этому внутренне.
– Что будете играть?
– У меня есть интересная подборка золотых джазовых мелодий 20 века.
– Кстати, сами сочинять не пробовали?
– Никогда не шло. Мне проще исполнять то, что нравится мне и что нравится другим.
– А как насчёт записи собственного диска?
– В данный момент работа над диском идёт. Записываюсь здесь, в Березниках, кстати, у нас есть неплохие специалисты. Но пока это больше демонстрационные записи для работы. Конечно, хотелось бы, чтобы в перспективе сольного концерта альбом уже был. Для меня сольный концерт, конечно, событие: накоплен опыт, репертуар и когда-то хочется поделиться этим со слушателями.

– Я знаю, что вы ежегодно ездите играть в Германию. В этом году планируете такую поездку?
– Да уже не очень-то хочется. В Германии всё очень стабильно, а в России наша инфляция съедает всё, так что теперь у нас можно даже больше заработать.
– Вас там только заработок привлекал, а не другая аудитория?
– Когда я думаю о том, что, наверное, не поеду в Европу, мне немного грустно, потому что там особая атмосфера… В Германии люди любят и ценят, когда человек что-то умеет делать, и они готовы за это платить. Там обычному уличному попрошайке подают, а уж если человек что-то умеет, вкладывает душу в свой труд, они это уважают, и это чувствуется.– Тамошняя публика более отзывчива?
– В принципе у нас публика тоже отзывчивая, но там всё-таки средний культурный уровень выше, чем у нас. Мы тут играли в одном ресторане достаточно интеллигентную музыку: джаз, импровизации, подошли ребята, сказали: «Ну, чё вы какую-то ерунду играете, сыграйте лучше «Владимирский централ»…
– Сыграли?
– Сыграть-то сыграли…Но лично мне импонирует другая музыка, другой вкус. И в этом смысле мы с европейской публикой совпадаем, им тоже это нравится.
– А как вы думаете, с дурновкусием бороться можно или это уже навсегда?
– Всегда есть перспектива для развития. Если есть желание что-то изменить, то шаг за шагом можно менять. Человеку плохо тогда, когда он ничего не делает для того, чтобы его желания сбылись, а если делается хоть что-то, пусть даже крупица, то всё равно что-то получится.– Вам никогда не хотелось покинуть Березники и заниматься тем же, но в несколько иных условиях?
– Почему-то не хотелось… Не знаю, почему…Конечно, большой город – это другие возможности, другая публика, и порой я думаю, что с моим запасом я мог бы работать в каком-то другом месте… Но у меня здесь сложился свой микроклимат: работа, семья, друзья. И в целом меня Березники устраивают как город, который вроде и не совсем провинция и в то же время не мегаполис с его суетностью и шумом. Мне здесь удобнее и спокойнее.
– А не было желания поучаствовать в профессиональном конкурсе исполнителей?
– Желание было, но не настолько сильное, чтобы задвинуть какие-то другие дела и начать заниматься подготовкой, там ведь очень серьёзная подготовка нужна. Я себя больше применяю в других сферах. К тому же, я считаю, что в своё время было много упущено. Музыканты, которые становятся лауреатами престижных конкурсов – это огромная школа, когда люди начинают заниматься с шести лет по много часов в день…Я фактически начал заниматься на кларнете в 20 лет, это тот возраст, когда уже пальцы начинают костенеть, техника уже не та..

– С Вашей точки зрения, разумно ли отдавать детей учиться музыке с шести лет, заставляя их заниматься по много часов?
– По шесть часов, может, и не нужно заставлять, но в раннем возрасте из человека можно лепить всё что хочешь, особенно если он попадёт в руки опытного педагога.
– А Ваши дети занимаются музыкой?
– Я, прежде всего, иду от их интересов, стараюсь понять, что им интересно. Дочь у меня больше танцы любит, а сын ещё маленький – ему два года, но он уже проявляет интерес к музыке и книгам – похоже, это у него любимые занятия.
– Дома Вы играете, или соседи против?
– Играю. Но, конечно, не на кларнете и не на саксофоне, играю на гитаре для детей, поём вместе.

– Мы разговариваем в преддверии 8 марта. С Вашей точки зрения, женщина – это больше созидательное существо или разрушительное в жизни мужчины?
– Мужчина и женщина, несмотря на то, что их тянет друг к другу, принципиально разные существа, и поэтому, чтобы жить в гармонии, нужно прилагать осознанные усилия. Должна быть работа над собой. Потому что, если действовать просто интуитивно, подчиняясь только лишь своей природе, неизбежно будут конфликты и недопонимания. Это вопрос, который нужно изучать. Я в своей семье счастлив. Конечно, у нас были трудные времена, но в какой-то момент меня до боли поразила одна мысль: какой смысл мне жить плохо с человеком, с которым я собираюсь прожить всю жизнь? Поэтому я стал прилагать усилия для того, чтобы в семье была хорошая атмосфера. Потихоньку мне это удаётся. Это непросто, и требует огромной внутренней силы, потому что в каких-то вещах нужно признавать свою неправоту, учитывать желания другого человека. Но мне в этом очень помогает моя духовная практика.

Текст: Ольга Ерёменко, Новая газета-1
Фото: Игорь Фалько

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс