Врагу не сдаётся их гордый Китай

«Китайский прорыв», так была озаглавлена летом 2006 года публикация какой-то из столичных газет, перепечатанная затем в Березниках. Речь шла о том, что после полугодичной борьбы «Уралкалию» удалось уговорить китайцев покупать калийные удобрения дороже на 25 долларов за тонну. Березниковские обыватели, тогда уже начавшие отучаться от интереса к экономическим темам (такова, как скоро выяснилась, была целенаправленная политика: интересуясь экономикой так легко сунуть нос, куда не следует), ликования калийных собственников не поняли. Собственно, в этот период березниковских обывателей начали отучать даже не столько от интереса к экономике (которая, между тем, вполне реально сказывается на повседневной жизни каждого обывателя… хотя бы за счёт того, что может снизиться или повыситься зарплата), сколько от отношения к «Уралкалию» как к родной, березниковской корпорации, практически своей, даром что контрольный пакет у Рыболовлева. Поэтому о тяжёлой борьбе даже калийщики знали лишь издалека, от недружественных «Уралкалию» СМИ, да по собственным зарплатам и сокращению рабочего времени. И победу, естественно, восприняли без ликования.

А между тем, причины для ликования имелись: переговоры с китайцами шли очень трудно, мировой калийный рынок был вполне насыщен, склады Белорусской калийной кампании из-за несогласия китайцев покупать по повышенной цене и несогласия калийщиков продавать по прежней цене были затоварены, «Уралкалий» начал снижать производство, а в это время конкурирующий «Сильвинит» бросился заполнять опустелые ниши и наращивать производство… И всё это – продлись ещё немного – грозило калийной корпорации весьма серьёзными ущербами. Поэтому, когда китайцы уступили и согласились на новые цены, в руководстве «Уралкалия» это вызвало эйфорию. Надо полагать, не очень долгую, поскольку фанфары скоро прекратились и перед маркетинговой службой калийной корпорации поднялся вполне резонный вопрос: а что дальше? Китай, как крупнейший потребитель продукции «Уралкалия», просто так со счетов не сбросишь, а он, как показал 2006 год, совсем не намерен переплачивать.

И тут кстати началась Авария на Первом калийном, а за ней и появился Провал, а потом Провал слизнул железную дорогу и поставил под угрозу железнодорожное сообщение Северного Прикамья, сиречь – «Сильвинита». И результатом стал дефицит калийных удобрений на мировом рынке и, естественно, рост цен для заграничных потребителей (за границу идёт до 98 % продукции «Уралкалия»). Для всех, за исключением Китая, который снова не намерен переплачивать. Но ситуация – иная, и теперь статья на эту тему в «Коммерсанте» озаглавлена так: «Уралкалий» снизил зависимость от Китая».

В 2008 году «Уралкалий» намерен повысить контрактные цены для китайских импортеров не менее чем на $100, что на 40% выше прошлогоднего уровня, говорится в этой публикации. Кроме того, компания собирается снизить объемы поставок основному потребителю в два раза. Аналитики считают, что переговоры могут затянуться, однако позиции «Уралкалия», учитывая дефицит хлористого калия на мировом рынке, будут сильнее.

Белорусская калийная компания (БКК), эксклюзивный экспортер калийных удобрений «Уралкалия» и «Беларуськалия», заявила о планах существенно повысить цены на калийные удобрения для китайского рынка. «Мы хотим получить значительное увеличение цен, по крайней мере не менее $100 за тонну. Чем больше времени проходит до заключения контракта, тем меньший объем и большую цену получит Китай», — рассказал замгендиректора БКК Олег Петров. Абсолютное значение цены калия БКК для Китая не раскрывается. В ноябре президент «Уралкалия» Владислав Баумгертнер отмечал, что дисконт для китайских потребителей калия к спотовым контрактам составляет $160 (тогда цены находились в районе $400). Таким образом, БКК предлагает Китаю увеличить стоимость тонны калия на 40%.

Объем китайского рынка калия — 8 млн тонн. БКК занимает на нем 40%, то есть поставляет 3,6 млн тонн. Для самой компании это 27% продаж. Срок последних долгосрочных контрактов с Китаем истек 31 декабря 2007 года, все обязательства по этому контракту были выполнены. Ровно год назад БКК заключила с китайцами контракты, повысив цены на $5 по сравнению с 2006 годом. Между тем в 2006 году переговоры с Китаем затянулись до июля из-за того, что стороны не могли прийти к соглашению по цене. И хотя тогда БКК удалось повысить цену на $25, «Уралкалий» был вынужден снизить производство на 15%.

Однако сейчас Олег Петров не боится потерять крупного покупателя. По его словам, сложилась очень благоприятная конъюнктура, при которой у БКК нет зависимости от китайского рынка. «Для нас это дисконтный рынок, и мы заинтересованы не в увеличении объемов, а, напротив, в их сокращении», — уточняет представитель БКК. Владислав Баумгертнер еще в ноябре оценивал дефицит хлористого калия на мировых спотовых рынках в 1 млн тонн. Олег Петров говорит, что если китайская сторона не предпримет шагов по заключению контракта, то в 2008 году БКК может снизить поставки в эту страну в два раза и более. «В первом квартале продукции для Китая у нас уже нет», — уточняет господин Петров.

Дефицит на мировом рынке хлористого калия в прошлом году ощутили все основные потребители этой продукции, кроме Китая. Так, последнее повышение для Бразилии было объявлено в конце декабря — с 1 февраля 2008 года цены для этой страны выросли с $400 до $450, а с 1 марта они поднимутся еще на $50. Разовое повышение с $400 до $500 в декабре испытали потребители калия в Юго-Восточной Азии. Цены для индийских покупателей были повышены в июне на $50, контракт будет действовать до мая 2008 года, однако его параметры в «Уралкалии» не раскрывают. По словам Олега Петрова, актуальность долгосрочных договоров в условиях дефицитного рынка снижается, и в этом году соотношение долгосрочных и спотовых контрактов изменится в пользу последних.

Знакомый с ходом переговоров источник утверждает, что контракт с Китаем БКК заключит не раньше весны: в стране начинаются новогодние праздники, которые продлятся около двух недель. Аналитики считают, что БКК может откладывать заключение контрактов еще дольше вплоть до второго квартала. «В связи с текущей ситуацией на рынке у БКК появилась возможность занять более жесткую позицию, чем два года назад», — считает Михаил Сайно из «БрокерКредитСервиса». Аналитик Банка Москвы Юрий Волов считает, что БКК может последовать примеру торговой организации Canpotex (объединяет канадские Potash Corp., Mosaic Agrium), которая уже объявила, что не заключит контракты до конца первого квартала. «Однако после этого срока проблемы могут начаться как у «Уралкалия», так и у китайских потребителей, считающих нынешний уровень мировых цен неприемлемым», — говорит господин Волов. По его оценке, сейчас дисконт для китайцев составляет $250–300, и повышение цены на $100 аналитик считает вполне закономерным. Однако у Китая, по словам Юрия Волова, есть 6 млн тонн запасов калия. По мнению Михаила Сайно, компромисс может состоять в заключении более краткосрочного контракта, чем в прошлые годы.

Впрочем, что здесь может быть интересно березниковским обывателям, который стараниями «Уралкалия» прочно усвоил, что кошелёк и игры собственника, это – кошелёк и игры собственника, а не обывательского ума дела? Не самая приятная аналогия, однако: дела-то ровно столько же, сколько было дела крестьянину в Средние Века до междоусобиц баронов с графьями. То есть никакого. За исключением того, что бароны с графьями, междоусобствуя, травили крестьянские поля и сжигали крестьянские дома (чтобы у супротивника меньше крепостных оставалось). Короче, паны дерутся, у холопов чубы трещат. В нашем, цивилизованном случае это – стабильность производства и стабильность зарплаты простых калийщиков зависит от того, сломает калийный король китайскую гордость или опять, как в 2006 году придётся садиться в осаду. А ещё интересно – не случится ли, после длительных боёв за новые цены, ещё один Провал, который, стихийно так, поддержит благоприятную конъюнктуру цен и дефицита на мировом рынке.

Вопрос, а что иное могут получить Березники, березниковские обыватели и простые калийщики, если Китай-таки сдастся, можно не ставить. Чужой кошелёк. И все надежды, что из переполнившегося кошелька перепадёт и простолюдинам, до сих пор оказывались пустыми. Два автобуса березниковцам от «Уралкалия», курсирующие с Правого берега? Так взамен муниципалитет нашими деньгами профинансирует калийную прессу…

Впрочем, есть в не самой приятной аналогии и ещё один момент – бароны-то с графьями носятся себе, носятся, у холопов чубы трещат-трещат… А потом летописцы (по-нашему, цивилизованному – журналисты-современники) начинают удивляться: с чего вдруг эта самая Жакерия началась?

«Бесчинная толпа жаков захватила замок Бодрийор и убила его хозяина. Похваляясь друг перед другом, Жаки насадили тело рыцаря на вертел и жарили его в камине. А вдову с несчастными детьми заставили отведать это ужасное жаркое» (Фруассар, «Хроники Жакерии», 1358 год)

Текст: Антон Пятница, Андрей Лучников
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


калийная промышленность