Без вранья жить тяжело!

Говорят, что детям учителей больше всех не повезло с родителями. Потратив все свои силы и энергию на учеников, мамы и папы, работающие в сфере образования, воспитание собственных чад пускают на самотёк. Или же, наоборот, шагу не дают ступить, ежеминутно читая нотации. Так ли это на самом деле, рассказывает ученица школы №3 Мария Жулдыбина.

– У меня мама работает в третьей школе, - говорит Маша. - Она очень устаёт на работе, и я даже не представляю, как у неё получается уделять внимание и своим, и чужим детям. Наверное, когда мы с братом были маленькие, ей легче было. Конечно, сейчас, когда она преподаёт математику в физико-математических классах, и нагрузка у неё больше, ей уже не до нас. Но мы её понимаем. Да и нам тоже некогда особо общаться. Я в этом году оканчиваю 11-ый класс, физико-математический, а это непросто.

– Маша, это было решение родителей перейти из обычной школы в специализированную?
– Нет, мама мне просто рассказала, что практически все её выпускники поступают в вузы без проблем. А решение я принимала сама, хотя училась тогда только в 4-м классе. Подумала, что математика у меня идёт хорошо, и я справлюсь. Но поступить оказалось труднее, чем я рассчитывала. Надо было сдавать математику и тест по физике, и я набрала совсем мало баллов. Меня взяли в слабый класс, и только после второй четверти, которую я окончила на «отлично», перевели в сильный. Сейчас я учусь достаточно хорошо и пока иду на серебряную медаль.

– Ты от природы такая способная?
– Вряд ли. Мне в детстве очень долго не давалось чтение. Как только родители со мной не бились! Но читать я начала только перед самым 1-ым классом. Да и сейчас «двойки» бывают, особенно по русскому языку. Сочинения у меня вообще проблемные. Мне бы надо языком заниматься, а я лучше физику решу. Конечно, физика – это больше мальчишеская наука, и вначале я её просто не понимала, вдобавок пугал большой объём информации. Но чем дальше, тем стало проще, и, начиная с 10-го класса физика мне стала очень нравиться. То есть, дело не столько в природных способностях, сколько в трудолюбии. Даже когда я очень устала, и мне уже ничего не хочется, заставляю себя делать насильно. Например, у нас есть школа при Московском физико-техническом институте, и после 7-го класса у нас в неё поступили пять человек из класса. Сейчас все побросали, я одна осталась. Задания высылают достаточно сложные, и приходится помучаться. Практически это ничего мне не даёт, разве что помогает подготовиться к вступительным экзаменам.

– Разве медалисты и победители олимпиад экзамены сдают?
– Я не олимпиадница – они мне вообще не даются. Один-единственный раз в прошлом году получила диплом области по астрономии, и всё. Все удивляются, что мама-учитель математики, а подготовить меня не может. Я ей не ставлю в укор, что она со мной не занималась – мама сделала из меня хорошего человека, за что ей большое спасибо. А что касается олимпиад, мы обе знаем, что в школе есть мальчишки и девчонки, у которых способности к математике лучше, чем у меня. Но я не завидую. Радуюсь тому, что у меня есть, а если не получается, стараюсь найти ошибки и исправлять их.

– Но недостатки-то у тебя всё равно какие-то есть…
– Не знаю, недостаток это или достоинство. Я люблю врать и делаю это виртуозно. Конечно, потом меня мучает совесть, но без вранья было бы очень тяжело жить. Иногда я говорю неправду, чтобы не обидеть человека, иногда, чтобы избежать наказания.
Помню, в 1-ом классе мама постоянно отчитывала меня за учёбу, и с тех пор у меня появилась боязнь плохих оценок. Думаю, мне это сильно помогает: я стараюсь их не получать, а если получила, то утаить от родителей и быстренько всё исправить. Согласитесь, ведь это приятно знать, что твой ребёнок хорошо учится? Думаю, маме понравится, если я окончу школу с медалью, и мой портрет будет висеть на стенде в коридоре, по которому она ходит каждое утро.

– То есть, ты хорошо учишься для родителей?
– И для себя тоже. Я ведь понимаю, что если сейчас не работать, то будущего у меня не будет. А будущее я хочу хорошее. Закончу вуз, найду престижную работу, постараюсь сделать карьеру за два года, а потом выйду замуж.

– Ты уже определилась, куда будешь поступать?
– Если бы у нас было другое общество, я бы стала учителем начальных классов. Я очень люблю наших школьных учителей, понимаю, как им тяжело работать. Бывает, что на маму просто больно смотреть, потому что кто-то её обидел. Я вижу, какое сейчас идёт поколение: уже в детском саду дети позволяют себе говорить такое, что стыдно становится, можно представить, что с ними будет к 7-му классу. Особенно в частных школах, где ребёнок позволяет себя нагло заявить учителю: «Родители тебе платят, поэтому что хочу, то и делаю». Так что ни со школой, ни с наукой я не хочу связывать своё будущее. Но поступать собираюсь в технический вуз, правда, пока не знаю, кем буду.

– И у тебя хватает времени и сил ещё на что-то, помимо учёбы?
– Ну, на выполнение домашнего задания у меня времени уходит не так уж много. Просто сейчас, перед поступлением, надо заниматься дополнительно. А вообще, я заметила, чем больше на тебя наваливается дел, тем быстрее и лучше ты с ними справляешься, мобилизуешь все свои силы и добиваешься успеха. Раньше я занималась в балете и в музыкальной школе, сейчас учусь танцевать и играть на гитаре. Конечно, профессиональным музыкантом или танцовщицей я не стану, но польза от этого немалая. Я думаю, что если ребёнок занят в секциях или кружках, он знает, чем занять своё свободное время, и не будет просто так по улицам ходить в поисках развлечений.

– А ты как отдыхаешь?
– Я считаю, что отдых – это смена занятий. Например, я отдыхаю, когда делаю уборку или по телефону с друзьями общаюсь. Телефон вообще для меня как наркотик – в прошлом году ежедневно по два часа на разговоры уходило. В этом году почти каждые выходные хожу на каток с друзьями. Ещё я люблю ходить по разным кафешкам, кофе попить, пообщаться.

– Как насчёт ночных клубов и дискотек?
– Они меня не привлекают. Я наслышана, что там происходит, и мне это претит. Во-первых, я не терплю мат и считаю, что выражаться нецензурно в присутствии женщины или девушки – это унижать её. Во-вторых, я не воспринимаю девушек, которые употребляют алкоголь и курят. Особенно противно, когда с бутылкой пива или с сигаретой идёт беременная или женщина с коляской.

– Неужели сама не пробовала?
– Наверное, в 12-13 лет, когда детям хочется вырваться из семьи и доказать, что они взрослые, пробуют все. Хотя бы из любопытства. Я тоже один раз курила, но мне вообще не понравилось. Что касается алкоголя, то его я пробовала с родителями. Они считают, что лучше вместе с ними за праздничным столом выпить шампанского или вина, чем в подворотне с кем попало пить гораздо более вредные джин-тоник и пиво. Я думаю, это правильно, тем более, что родители всё равно ведь ограничивают.

– А что бы ты хотела из жизни семьи взять в своё будущее?
– Умение делать праздники. Это так здорово, когда собираются все родственники, друг друга поздравляют, делают подарки. Уже который Новый год мы перед 12-ю часами выходим во двор, слушаем по радиоприёмнику речь президента, а когда начинают бить куранты, чокаемся, пьём шампанское и зажигаем много-много фейерверков.

Ещё бы я взяла в свою взрослую жизнь отношение к детям. Хоть у нас родители и заняты, но я чувствую, что они очень-очень нас любят. Они редко говорят нам об этом, но проявляют свою любовь лаской, заботой и пониманием. Любовь к детям – это важно. Она может уберечь от внешних воздействий, и тебе не захочется куда-то идти из дома и что-то пробовать. Она сделает благополучной твою будущую семью. Ведь если ребёнка любили в детстве, то и он будет любить своих детей. А если родители мало уделяют внимания сыну или дочке, если им некогда даже про уроки спросить, то дети чувствуют, что они для взрослых на втором плане после работы. Они думают, что это нормально – сидеть на деньгах родителей и не сомневаться, что так будет всегда, и учёбу им оплатят и так далее.

– Ты скоро расстанешься со школой. Есть вещи, о которых жалеешь?
– Жалею, что произведения по литературе читала только в сокращении. То, что времени не хватало изучать литературу шире рамок школьной программы, вряд ли служит оправданием. Потому что любой деловой человек должен быть образованным и знать классику. Думаю, что если в будущем время будет, нагоню.

– Если у тебя будет большая зарплата, как ты намерена её тратить?
– Половину зарплаты точно буду тратить на подарки родственникам и друзьям. Мне очень нравится делать приятные сюрпризы. Даже просто так, без повода.

Текст: Ольга Половникова, Новая газета-1
Фото: Игорь Фалько

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс