Рейтингом больше, рейтингом меньше

Глава Центризбиркома Владимир Чуров

Опубликованы свежие результаты последних опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и ВЦИОМ по поводу отношения граждан к надвигающимся выборам и партиям на этих выборах. На сайте URA.ru при этом представлен и собственный прогноз на результаты голосования. Главное, на что обращает внимание екатеринбургский web-ресурс, это необходимость при изменении рейтинга той или другой партии обращать внимание и на изменение рейтингов других партий. А главное – на колебание числа неопределившихся.

За последнюю неделю рейтинг «Единой России» снизился с 53,6% до 49,7%, то есть на 3,9% (а за три недели снижение составило даже 6,7%). Не особенно разбирающиеся в социологии сегодня сделали из этого далеко идущие выводы: рейтинг «Единой России», мол, стремительно падает под влиянием роста цен и т. д. На самом же деле за ту же неделю, по данным ВЦИОМ, доля сторонников других партий также упала с 20,3% до 17,5%. Зато выросло число неопределившихся россиян – с 26,1% до 32,8% (см. таблицу 3). То есть никакого обвала рейтинга ни у кого нет: есть просто колебания числа неопределившихся, которое при росте влечет за собой снижение рейтингов всех партий.

Мало кто знает, что лишь прогнозы можно сравнивать с результатами выборов. Сырые цифры опросов могут показать лишь направление изменения ветра общественных симпатий и антипатий, но они вовсе не должны соответствовать результатам выборов и реальному соотношению сил между партиями. У одних партий результаты на выборах оказываются существенно выше, чем рейтинги по данным опросов. У других, наоборот, по результатам выборов рейтинги выглядят завышенными. Это происходит не по вине социологов, которые уже ввели понятие «житейской погрешности» собственных измерений. Причем «житейская погрешность» никогда не бывает нейтральной («плюс-минус», как у статпогрешности): рейтинги одних партий она только завышает, а других – только занижает.

Если конкретнее, то, как показали выборы марта-апреля 2007 года, «Единая Россия» всегда получает лишь голоса «твердых» сторонников и почти никогда не получает «добавки» от изначально не определившихся избирателей. И это вполне закономерно: когда избиратели по ТВ день и ночь видят одну лишь «Единую Россию», она заранее имеет максимально возможные показатели, и те, кто мог за нее определиться, сделал это задолго до выборов. То же и у ЛДПР: она обычно не получает прибавки от неопределившихся, за исключением редких случаев, когда этих неопределившихся слишком много (и их на всех хватает).

У КПРФ же ситуация ровно противоположная «единоросской»: ее ТВ замалчивает, поэтому часть ее потенциальных сторонников, не видя своей партии в информационном поле, относят себя к числу не решивших, за кого голосовать. И проявляют свои симпатии, лишь когда им вновь напоминают о существовании близкой им партии, то есть зачастую на самом избирательном участке. Поэтому результат у КПРФ почти всегда соответствует не «твердому», а «мягкому», то есть максимально возможному рейтингу.

Близкая ситуация и у «Справедливой России»: она также зачастую получает максимально возможные показатели на выборах, во всяком случае, когда ее региональные списки возглавляют популярные лидеры.

Но наибольшую прибавку от неопределившихся получал на мартовских и апрельских выборах СПС, причем итоговый результат «правых» почти всегда превышал не только «твердый», но даже и первоначальный максимально возможный рейтинг. Причина такого «невероятного» роста рейтинга всего за три недели заключается в технологиях и лозунгах, автором которых является глава штаба СПС Антон Баков. Именно его идеей было идти на выборы не под «традиционными», но далекими от нужд простого человека призывами, а под лозунгами «повышения зарплат и пенсий до европейских стандартов» и т. д. Мол, если в ЕС пенсии составляют 12% ВВП, то почему у нас – только 4,6%? Приведем наш ВВП в соответствие с «евростандартом», и пенсии у нас вырастут в 2,5 раза даже при нынешнем уровне ВВП. Неудивительно, что такая агитация приводила к тому, что за СПС голосовали даже те избиратели, которые изначально не только не собирались отдавать голоса «правым», но и даже не допускали такой возможности… Впрочем, сейчас повторение мартовского-апрельского молниеносного роста рейтинга СПС почти невероятно: Кремль отрубил «правым» все источники финансирования, и они просто не смогут донести до избирателей свою новую программу. Желающих же голосовать за «традиционно правую» программу в РФ почти не осталось. Но всё равно, с учетом того, что до части россиян новая программа СПС доведена, даже у таких лишенных финансирования «правых» следует ожидать результата, близкого к их максимально возможному рейтингу.

Как и у КПРФ, СР и СПС, обычно ближе к «мягкому» рейтингу и итоговые проценты, получаемые на выборах Аграрной партией и семигинскими «Патриотами России». А вот у «Яблока» и остальных мелких партий итоговые проценты на выборах – это обычно нечто среднее между «твердым» и «мягким» рейтингом.

До лидерства в ней Путина «твердый» рейтинг «Единой России» составлял 47-51% от собирающихся голосовать, после же прихода Путина он колеблется в пределах 52-56%. Таким образом, Путин повысил рейтинг партии власти примерно на 5%. Логично предположить, что и на выборах «Единая Россия» получит те же 52-56%.

Всерьез увеличить этот процент может только устранение с выборов целого ряда других партий. Ведь когда приводят пример получения Путиным в 2004 году 71% на выборах, необходимо учитывать, что в тех выборах участвовало всего 6 кандидатов (против 11 партий сейчас), причем все они были не первыми, а вторыми-третьими (Харитонов от КПРФ или Миронов от блока Селезнева-Миронова) или даже тридцатыми (Малышкин от ЛДПР) лицами своих партий, либо даже преданными анафеме собственными однопартийцами «отщепенцами» (Глазьев, снятый за две недели до выборов со всех постов в «Родине» и даже исключенный из партии; Хакамада, от которой открестился СПС). Сейчас ситуация совсем другая: все списки возглавляют первые лица своих партий.

«Мягкий» рейтинг КПРФ до возглавления Путиным списка «Единой России» колебался на уровне 12-15%, после – в пределах 12-18%. То есть, как и предсказывали многие, приход Путина в список «Единой России» дал толчок к консолидации оппозиционного электората вокруг КПРФ. Прогнозируемый результат КПРФ в связи с этим на выборах 2 декабря, очевидно, составит 15-18%.

«Мягкий» рейтинг «Справедливой России» до «судьбоносного» решения Путина колебался в пределах 11-14%, после – чуть меньше, но в целом те же 8-14%. С учетом того, что на региональных выборах процент «эсеров» обычно оказывался ближе к «мягкому» рейтингу, но все же не дотягивал до него, СР может рассчитывать на получение на выборах 2 декабря 10-12%.

«Твердый» рейтинг ЛДПР до «судьбоносного» решения Путина держался на уровне 7%, после – сохранился на том же уровне с тенденцией к снижению (6-7%). С учетом того, что на региональных выборах процент «жириновцев» оказывался ближе к «твердому» рейтингу, но все же обычно чуть превышал его, ЛДПР может надеяться 2 декабря на 6-8%, то есть окажется буквально «на грани».

«Мягкие» рейтинги СПС, аграриев и «патриотов» составляли соответственно 3-4%, 4-6% и 1-2%.

Таким образом, общий прогноз результатов выборов в Госдуму 2 декабря с опорой на последние социологические данные ФОМ у нас получается следующий: ЕР – 52-56%, КПРФ – 15-18%, СР – 10-12%, ЛДПР – 6-8%, АПР – 4-5%, СПС – 3-4%, «Патриоты России» – 2%, «Яблоко» – 1-2%, остальные партии – заметно ниже 1%.

Интересно, что прогноз, составленный на основе «твердых» и «мягких» рейтингов ФОМ, очень сильно напоминает недавний прогноз ВЦИОМ, сделанный его социологами на основе собственных данных марта-октября и в сопоставлении их с реальными результатами мартовских выборов. Прогноз ВЦИОМ, опубликованный несколько дней назад, давал партиям следующие ожидаемые результаты на выборах 2 декабря: "Единая Россия" – 52,7%, КПРФ – 15,6%, "Справедливая Россия" – 9,3%, ЛДПР – 7,5%, СПС – 5,2% голосов, Аграрная партия России - 3,2%, "Яблоко" - 2,3%.

Даже разные прогнозы, составленные по разной методике и на основе разных данных, дают сходные результаты.

Подготовил Антон Пятница
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Владимир Путин