Имидж в полиэтиленовом пакете

Имидж России в глазах потенциальных инвесторов хуже её инвестиционного климата

Минэкономразвития придумало, как улучшить инвестиционный имидж России, а доверить это дело предлагает госкорпорации. Её единственная задача — масштабный пиар страны по всему миру.

Пока имидж России в глазах потенциальных инвесторов хуже её инвестиционного климата, пишет ведомство в «Программе улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом» (направлена в правительство). Работающие здесь инвесторы знают: прибыльность инвестиций здесь выше средней, потенциал высок, а риски — не очень. А вот потенциальные инвесторы думают, что все наоборот, показал в 2006 г. опрос Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве. Госкорпорация, надеется Минэкономразвития, все исправит, сообщают сегодня «Ведомости»

Каждый $1 маркетинговых расходов может принести $4 чистой прибыли, подсчитало министерство. В Ирландии за 12 лет функционирования Агентства по индустриальному развитию (привлекает инвестиции) их объем возрос с $1 млрд до $25 млрд.

Во 14 странах, чей опыт проанализировали чиновники, такие агентства созданы при участии государства, а в восьми — работают только за госсчет. Должен помогать и бизнес, считает замминистра экономразвития Кирилл Андросов (стоимость всего проекта, сказал он, не подсчитана). Таиланд и Чехия тратят на промоушн $12-13 млн в год, а Британия — $700 млн.

Чиновники собираются не пропускать выставки, ярмарки, семинары за границей, организовывать поездки зарубежных бизнесменов по российским регионам, распространять позитивную информацию о России.

План «информационной экспансии» разработан с учетом специфики 33 стран. В Бразилии недостаточно информированы об экспортных возможностях России, там надо рекламировать передовые российские товары. В Германии помогут выступления «видных российских юристов, деятелей науки и культуры». А в Дании следует регулярно публиковать материалы об «успешной деятельности крупного датского металлургического предприятия с российским капиталом — Dan Steel». Только в Британии улучшить имидж России нельзя «без решения системных проблем» (переход на МСФО, улучшение корпоративного управления).

Будут призваны и компании: «Газпрому», «Лукойлу» и «Татнефти» будет рекомендовано осуществить в Иране «ряд общественных благотворительных акций» (гранты студентам, бесплатные курсы русского языка). Почти везде планируются размещение статей в местных СМИ и организация пресс-туров для журналистов. А через информагентства будут размещать в иностранных СМИ больше позитивных сообщений о России.

«Ведомости» по традиции цитируют и мнения независимых экспертов по предложенной теме. Мнения эти весьма и весьма не подтверждают благоприятност перспектив деятельности имиджевой госкорпорации. «Лучше бы дали нормальный доступ в Кремль и правительство», — советует главный редактор русской службы Reuters Анастасия Онегина. «РИА Новости» порадовалось бы круглым столам с чиновниками, оперативным комментариям, добавляет замгендиректора агентства Валерий Левченко. Сотрудники «Интерфакса», прочитав концепцию, от комментариев отказались. В семи случаях из 10 просьбы о встрече с чиновниками встречают отказ, сетует экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. Чтобы инвестору встретиться с министром, надо искать связи на уровне экс-министров, говорит она.

Инвесторы за рубежом получают совершенно разные сигналы из России, говорит управляющий директор West Bridge Consulting Мартин Смит. Отдельные министры контактируют с инвесторами, но этот эффект перекрывается новогодними отключениями газа, беспокоящими Европу, говорит он. Стивен Лок, региональный директор MMD, оценил стоимость кампании только в США в $2 млн. А Смит полагает, что вся кампания может стоить России $200-300 млн.

Стоит, наверное, напомнить, что аналогичного типа программы год за годом принимались березниковскими властями самых разных периодов – от Мошкина до Мотовилова. В способы пропаганды инвестиционной привлекательности Березников местные чиновники точно так же включали участие в выставках, распространение положительной имиджевой информации, вплоть до раздачи на престижных сейшенах и тусовках бейсболок и политэтиленовых с пакетов с бьерезниковской символикой. Впрочем, единственным заметным результатом исполнения программ по созданию инвестиционной привлекательности Березников оказывались командировки отдельных городских руководителей за границу и в столичные регионы (не хочется говорить «за покупками», но такая ассоциация возникала).

Инвестиционная привлекательность Березников выступает в качестве одной из составляющей стратегической программы и нынешнего градоначальника Андрея Мотовилова. Правда, в качестве цельного документа стратегия города до сих пор публике не представлена (напомню, что Городская Дума отнесла рассмотрение этого вопроса на декабрь), соответственно, не получается пока обсуждать и программу создания инвестиционной привлекательности. Однако, следует заметить, что в последние год – полтора инвестиционная привлекательность Березников реально выросла – если судить, например, новостроящихся торговых центров. Ввиду отсутствия объективных данных, невозможно судить, насколько связан этот инвестиционный рост с реальной политикой городской администрации. Однако совершенно очевидно, что в глазах даже самих березниковских обывателей инвестиционная привлекательность Березников стремится к нулю (из-за, например, Аварии на Первом руднике). Таким образом перед березниковским магистратом стоит сейчас несколько своеобразная задача: не столько добиться реального улучшения инвестиционной привлекательности (она, повторю, объективно растёт), сколько разъяснить массам, что Березники стали лучше выглядеть. И что происходит это благодаря деятельности муниципалитета. Т.е. – березниковским властям нужно теперь даже не имидж создавать, а имидж создания имиджа. Полиэтиленовыми пакетами тут не отделаешься.

Текст: Антон Пятница
Фото Иной газеты

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс