Разорить страховщика

Текст: 
Ян Арт

Имея страховой полис, можно неплохо нажиться. Для некоторых россиян это становится настоящим бизнесом. Эксперты констатируют: от 5% до 20% россиян - в зависимости от видов страхования - пытаются тем или иным способом обмануть страховщиков. В последние два-три года фальсификации страховых случаев становятся обыденной практикой во взаимоотношениях страховщиков и страхователей. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Россия является мировым лидером по объемам страховых выплат мошенникам - им достается более 10% от общей суммы страховых премий, т.е. более 15 млрд. рублей ежегодно.

ПОТОП С ПРЕДОПЛАТОЙ
В одну из известных страховых компаний за выплатой обратился клиент, застраховавший ранее загородный дом и находящееся в нем имущество. Дом практически смыло разбушевавшейся рекой, и хозяин требовал причитающееся ему страховое возмещение на весьма кругленькую сумму. Осмотр места происшествия ни к чему не привел - по словам клиента, последствия наводнения он "прибрал", - и оценить реальный размер ущерба было уже невозможно. В результате страховой компании пришлось платить, а сотрудникам ее службы безопасности оставалось лишь печально поинтересоваться у довольного клиента: "Мужик, расскажи хоть, как потоп организовать сумел". И попросить более в их компанию не обращаться.

Организовать потоп действительно сложно. Более распространенный способ - поджог застрахованного гаража или дачи. По словам менеджера одной из страховых компаний, высокая конкуренция на рынке во многом облегчила задачу фальсификаторам: сейчас все большее распространение получает так называемое страхование по фотографии (вместо осмотра компания довольствуется снимком страхуемого имущества), при котором клиент всегда имеет возможность намеренно завысить стоимость вещей. "Такая схема была введена для удобства и экономии времени клиентов, но она оказалась лазейкой для тех, кто пытается использовать страховку в целях наживы, - заметил один из страховщиков в интервью "BusinessWeek Россия". - Однако отменить страхование по фотографии мы пока не рискуем: боимся, что клиентов переманят конкуренты"

Впрочем, несмотря на возможности "страхового фотомонтажа", пока большинство аферистов предпочитают действовать по старинке. Самым популярным объектом махинаций на российском рынке остаются так называемые автоподставы, известные еще с "достраховых" времен. Только если прежде жертвами "автоподстав" становились автовладельцы, из которых организаторы аварии выбивали деньги, то ныне расплачивается страховая компания. По словам специалистов, введение обязательного страхования автогражданской ответственности и набирающее популярность каско вызвало целую волну мошенничества на автостраховках.
"На рынке ОСАГО на различного рода жульничество приходится, по разным оценкам, от 15% до 30% выплат, по автокаско – 10-15% выплат", - констатирует Евгений Потапов, председатель комитета ВСС по противодействию страховому мошенничеству.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ СХЕМЫ
На перекрестке улиц Катукова и Кулакова в московском районе Строгино время от времени можно было наблюдать картину, как два стареньких "сааба" попадали в небольшую аварию с заходящими в поворот машинами. Местные таксисты со смехом любовались, как в очередной раз из "саабов" вылезают серьезного вида джентльмены, на место происшествия вызывается явно привыкший к этому "сценарию" гаишник, оформляется протокол. А далее предъявляется счет очередному агентству, где была застрахована ничего не подозревающая жертва подставы.

"Крылья у этих "саабов" были столько раз помяты и вправлены, что гнулись, как бумага, - рассказывает Юрий, занимающийся частным извозом и обычно поджидающий клиентов на этом перекрестке. - Ребята химичили так примерно полгода, потом куда-то исчезли".

Ещё один довольно распространенный вариант обмана страховщика - завышенная оценка ущерба или фиктивный счет из автосервиса. Из этой же серии - значительное завышение стоимости страхуемого авто. "Делают обычно так, - рассказывает Сергей Федотов, директор агентства автострахования МАКС. - В Россию ввозят купленный по дешевке абсолютно разваливающийся, но еще сохраняющий товарный вид автомобиль, страховка оформляется по завышенной стоимости, затем машина попадает в ДТП, и хозяин приходит в компанию за возмещением ущерба". По оценке Федотова, прибыльность подобной махинации составляет двойную или тройную стоимость авто.

Примерно такая же схема используется и при намеренном поджоге застрахованной машины. Причем мошенник может застраховать свой автомобиль сразу в нескольких компаниях, что повышает доходность аферы в разы. А единой клиентской базы между тем нет, и "сверить часы" страховые компании могут далеко не всегда.

В конце минувшего года схожую комбинацию удалось разоблачить сотрудникам "Ингосстраха". В компанию за компенсацией на сумму $17 тыс. обратился клиент, чей "мерседес" 5 октября попал в ДТП. В ходе проверки выяснилось, что автовладелец несколькими днями раньше получил возмещение за те же самые повреждения машины по второй страховке, оформленной у другого страховщика. А потом оказалось, что "виновник" происшествия знаком с клиентом. Информацию о подставе страховщики передали в департамент собственной безопасности МВД России, поскольку клиент оказался сотрудником этого министерства.

Милиционеры нередко фигурируют в делах подобного рода. Полгода назад прокуратура Москвы предъявила обвинение в мошенничестве заместителю начальника отдела внутренних дел "Люблино" Сергею Сергееву. Тот через подкупленного агента застраховал "мицубиси" (машина уже побывала в аварии, но агент закрыл на это глаза), получил в ГИБДД фиктивный протокол ДТП и обратился в несколько страховых компаний за выплатой в 307 тыс. рублей.
Подставы с автостраховками превратились в популярный вид серого бизнеса. Так что клиенту страховой компании, желающему нажиться на страховке, совершенно необязательно самому заниматься организацией подставы, подкупать агентов или искать согласных на лжесвидетельство знакомых. Достаточно обратиться по многочисленным объявлениям в Интернете или газете "Из рук в руки", где предлагают "провести независимую оценку ущерба от ДТП" или оказать "реальную помощь в получении максимальных выплат по страховому случаю".
Классический пример подобной рекламы: "Экспертиза. Определение максимального ущерба в результате ДТП". Не "реального" или "объективного", а именно "максимального" - тонкость, которую на раз уловит искушенный россиянин. В половине случаев у адресатов таких объявлений можно "заказать" и завышенную оценку ущерба, и найти "нужного человека", который окажет "реальную помощь в получении выплат". Вплоть до фальсификации угона автомобиля.

"Угоны - самый страшный сон любого страховщика, - констатирует Вадим Повтарев, шеф департамента страхования автотранспорта компании РАСО. - В этом случае махинацию доказать практически невозможно, и страховая компания вынуждена платить максимальную компенсацию".

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс