Размышления в предбраннике

Размышления в предбранникеСегодня завершается регистрация кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края. И кандидатов-одномандатников, и партийных списков. Уже завтра имена и названия участников этой драмы станут официально известны. А следовательно, сегодня – последний день, когда можно вольно пофантазировать на скользкие темы.

Именно что пофантазировать. Нет, не в смысле придумывать что-то несбыточное или наворачивать ужастики. С этим и без нас успешно справятся серьёзные политтехнологи и политпрорабы. Особенно ближе к финалу выборной кампании. (Почему именно к финалу? Об этом чуть позднее). Пофантазировать – в смысле запустить мысль в свободный полёт над скользкой поверхностью перед началом брани.

Тем паче, что благодаря коллегам, в Сети нет необходимости в очередной раз разъяснять нюансы нынешней кампании и отличие теперешней политинженерии от прошлых времён. Партийные списки, одномандатники, репетиция выборов в Государственную Думу и т.п. Возможно, а скорее всего, так оно и есть и конечно, эти разъяснения нужны определённой части нашего, не побоимся засиженного термина, электората. Но этими слоями нашего среднеобразованного населения пусть занимаются другие коллеги.

Более того, и беглый, и более внимательный обзор предбранной и предпредвыборной прессы, как в Сети, так и за её пределами, показывают, что именно эта тематика (повторю: напоминание о партийных списках, репетиции выборов в Государственную Думу и т.п.) и составляет основной содержание политаналитических и информационно-аналитических публикаций и обозрений. О да, разумеется, нередко это содержание разнообразится глубокомысленными предсказаниями победы по партийным спискам «Единой России» и по одномандатным округам – кандидатов, выдвинутых или поддержанных ЕР (иной раз употребляется такой термин как «тяжеловесы»). Но и это разнообразие достаточно однообразно, достаточно будет заметить, что даже среди политически озабоченных меньшинств не вызывает даже чисто спортивного интереса итоговый счёт, даже с каким отставанием финишируют не претендующие на победу участники «соревнований». А посему едва ли есть смысл вплетать в слаженный и неплохо исполняющий предвыборную ораторию хор ещё один, прямо признаем, негромкий и довольно немузыкальный голос. Со слухом танкиста да в Пермскую филармонию...

К слову, упомянутое отсутствие интереса к финишным результатам, скажем так, заведомых аутсайдеров не столько «ускучняет» (извините неологизм) состязание, сколько указывает на некоторую недальновидность современных обозревателей. И политпрорабов, кстати, тоже. Поскольку начавшаяся кампания не столько репетиция выборов в Государственную Думу в смысле испытательной площадки (судя по начальным этапам, зрителей никто не собирается баловать новыми технологиями и даже оттачивать уже известные никто не намерен), сколько смотр-конкурс политподрядчиков.

Самая жёсткая, бескопромиссная и безжалостная предвыборная схватка в кулуарах уже произошла и велась она, вопреки сложившемуся впечатлению, вовсе не за места в партийном списке «Единой России». Эта была схватка политподрядчиков за право называться отцом победы «Единой России». Пожалуй, впервые в истории демократического Прикамья предложение настолько превысило спрос. Перед закулисной борьбой политтехнологов за право привести единороссов к безусловной победе, право, войны «олигархов» прошлого века – ссоры за совочек в песочнице. Понятно, да? Должен родиться очень богатый, очень-очень знатный ребёнок. Но кто получит право называться его отцом, пусть даже «тайным» (ну какие тайны в узких кругах, где все друг друга в лицо знают!)? Это была даже не схватка за контроль над избирательными предвыборными фондами, хотя и сей корыстный аспект имел важное значение. Это была схватка за шанс гарантированно получить признание, авторитет, титул, влияние и все прочие прелести. Гарантированно на ближайшую пятилетку.

Однако это лишь «во-первых». Тем более, что эта-то схватка уже завершилась, и проигравшим в ней остаётся только завистливо вздыхать, наблюдая за неспешным, сытым и довольным приближением победителей к заветному крыльцу роддома, на котором уже вот-вот покажется медсестра с заветным свёрточком, перетянутым ленточкой цветов государственного стяга.

Во-вторых, результаты этих выборы (именно по партийным спискам) во многом не только определят, кто из подрядчиков может считать себя получившим лицензии на будущие выборы в Госдуму (те-то, напомню на всякий случай, пройдут полностью по партийным спискам), но и выявят список потенциальных заказчиков на тех же будущих выборах в Госдуму. Речь не идёт о партиях в целом, с ними всё ясно, никаких изменений не произойдёт. Даже если в данной сфере новородится в ближайшие месяцы Нечто Этакое, оно никак не попадает, по федеральному законодательству, в список претендентов на места в Госдуме. Так что примерный список известен уже сейчас, а вот частности-конкретности, которые и есть самое интересное, нет.

Ведь помимо общепартийных целей и задач, которые, по правде сказать, мало кого волнуют, есть совершенно конкретные моменты, от которых непосредственно зависят такие небольшие частности как... кого, скажем, назначить руководителем предвыборного штаба, кому доверить руководство прессой, через кого передавать наличные разнорабочим и т.д. А это зависит от тех частно-конкретных людей, которые будут принимать участие уже не в начавшемся и, предполагается, состоявшемся с известным результатом состязании, а в том, Большом. Что, в свою очередь, зависит именно от партийных результатов на этих выборах. И, кстати, необязательно в том смысле, кто окажется ближе к победному результату ЕР.

К примеру, прикамская ЛДПР, по совсем не зависящим от неё причинам, показывает в нашем крае стабильно хороший результат, превышающий показатели по многим другим регионам России. И совсем не исключено, что на выборах в ЗС ЛДПР прежние показатели улучшит. Полагаете, это хорошо для ЛДПР? Но не забывайте, что это – партия всероссийская, и что проживающей в Москве партийной элите тоже нужно «где-то избраться». Следовательно, если местная ЛДПР покажет Москве чересчур уж высокие симпатии к жириновцам среди местного населения, то кто будет включен от партии в списки на выборы в Госдуму? Местные за заслуги? Или из столицы кого пришлют? А местных лидеров лишь благодарно потреплют по плечу и обяжут дальше ковать победу тем, кто действительно нужен Партии там, в столице, а вы нужны, товарищ, здесь, на этом трудном участке партийного фронта, да, это чёрная работа, но кому сейчас легко, вы думаете наш Вождь сладко ест и мягко пьёт?

Попробуйте теперь догадаться, какая в связи с вышеизложенным стоит действительная задача перед местной ЛДПР? То-то. Впрочем, всё вышесказанное так же верно и для любой другой партии, участвующей в нынешней кампании за исключением разве что «Единой России» и СПС. Единороссам нужна абсолютная победа и не просто победа, а абсолютная победа. Просто потому что они – единороссы (а, соответственно, для «отцов победы» не только грядущие преференции велики, но ведь в случае малейшего облома даже в какой-нибудь Заячьей впадине в кустах окажутся все части тела). А СПС попросту испытывает кадровый дефицит, что особенно заметно на нашем, традиционно правоориентированном севере края.

Данная ситуация, к слову, наряду с трудными согласованиями партийных списков ЕР в Перми, Москве, опять в Перми, опять в Москве и т.д. чуть ли не до последнего дня очевидно указывает на ещё один любопытный, хотя и оставляемый без внимания, аспект современности. А именно: финансово-промышленная элита и её интересы играют решающую роль на политэкономической сцене пока ещё. Но уже сформировалась другая, чисто партийно-политическая элита (в Москве – уже, в Перми – этот процесс вот-вот закончится, в Березниках – пока только начинается), которая не намерена оставаться на побегушках у крупной буржуазии, а совсем наоборот, примеряет на себя мантию старшего партнёра. Зримый, между прочим, результат путинского цикла реформ общественной жизни, зримое отделение бизнеса от... не от государства, а от политической элиты. Мухи отдельно, котлеты отдельно. В этой связи совсем прошлогодним снегом смотрятся рассуждения на полном серьёзе некоторых пермских аналитиков и обозревателей о претензиях, например, Дмитрия Рыболовлева на губернаторское или, в крайнем случае, депутатское кресло.

Это всё забавно, но не более того. Потому что. Источником власти в России является народ. В том числе и в Прикамье. Особенно на выборах в Законодательное Собрание. Вот лично мне, чисто из врождённого любопытства, просто интересно: а он, народ, обыватель, быд... ой, это опустим, словом, электорат, он-то знает, зачем ему нужны выборы в Законодательное Собрание и почему ему стоит хотя бы проголосовать? То, что участники состязания это знают и понимают, сомнений не вызывает, а вот он, «избирательное мясо» как думает? Вот вы, уважаемый читатель, хотя бы помните фамилию своего депутата Законодательного Собрания? А какие законы приняло ЗС за прошлые годы? А фамилию спикера ЗС (чур, не Николай Зеленин. Кстати, с днём рождения, Николай Иванович) назвать можете? Девяткин, кстати, или Девятков? И вот как это всеобъемлющее знание электората о демократических институтах власти скажется на результатах декабрьского голосования? Кстати, вот вам и ответ на вопрос, почему именно ближе к финалу политпрорабы и политинженеры представят нам полноцветные ужастики на тему «есть ли жизнь после выборов». Голосуй, а то...

Впрочем, пилотируемый полёт фантазии над скользкой тишиной предбранного поля пора заканчивать. Лично мне почему-то кажется, что самое интересное у нас впереди. Примерно в феврале-апреле будущего года. А важней всего погода в доме.

Текст: Андрей Шельга
Фото: Владимир Жуйков

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


выборы