Колокольчики - бубенчики

Колокольчики - бубенчикиУникальная коллекция колокольчиков собрана в Березниковском историко-художественном музее имени Коновалова. Как в городе с 74-летней историей оказались редчайшие экспонаты XIX века, выясняет ГГ.

ОТКУДА ЗВОН
Всего колокольчиков-бубенчиков в нашем музее – 37. Среди них – ямщицкие, слободские, валдайские и пуреховские поддужные и подшейные, ботало (охранные колокольчики для скота – Авт.) и изящная сонетка из барского дома. 3 года назад штат музея обновился процентов на 90, и поначалу никто толком не мог сказать, откуда все эти сокровища. Но после настойчивых вопросов корреспондента ГГ, музейщикам зашевелились, а потом даже увлеклись. Судьба и хождения по миру 13 колокольчиков была установлена. Пройдёт время, приоткроется тайна и других экспонатов.

ПО СОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДА ЗА РУБЛИКИ
Березники – детище советской индустриализации. По историческим понятиям – город молодой, ровесник первых пятилеток отметил нынешним летом 74 год рождения. Тем интересней узнать историю «старорежимных» колокольчиков-бубенчиков, обретших новый дом в стенах березниковского музея. Основу коллекции составил десяток ямщицких колокольчиков, собранных усольским краеведом Виктором Цыпуштановым. Сначала экспонаты поселились под крышей Усольского этнографического музея, позднее перебрались на постоянное место жительства в березниковский музей. В своё время у каждого колокольчика было своё назначение. Поддужные колокольчики крепились под дугой коренной лошади в тройке, а подшейные – на шеях пристяжных лошадей. Оказывается и 100 лет назад, желающих попонтить и прокатиться с ветерком было ничуть не меньше, чем в наши дни. Но сегодня колокольчики – бубенчики, сопровождавшие народные игрища – гуляния, попадаются на глаза редко. Да и не несут их больше в музей сознательные граждане, предпочитая сдавать диковинки в Интернет-комиссионки. От того крайне медленно пополняется коллекция колокольчиков в березниковском музее. Сотрудники – старожилы припомнили, что одного такого валдайского голосистого певуна выкупили в семидесятые годы в деревне Чертеж аж за 70 советских рублей.

БОТАЛО ДА СОНЕТКА
«Скотская погремушка» ботало и по сей день нет-нет да и встречается в домах наших дедушек и бабушек. Как правило, ботало одаривали блудливых коров, чтобы те не уводили за собой стадо. Обычно ботало изготавливали прямоугольными по форме, однако в городском музее есть редкий шаровидный экземпляр, напоминающий скорее бубенчик-переросток. Благородная сонетка – колокольчик, которым вызывали в прошлом прислугу, достался березниковским музейщикам «по наследству» от усольчан. «Благородная девица» обитает в новорожденном музее книги.

О МАСТЕРЕ РАССКАЖЕТ ЭКСПОНАТ
Есть в музейной коллекции ямщицкий колокольчик, отлитый в 1807 году. По нижнему краю надпись: «Василий Бородин сей колокол лил», начертание имени мастера подсказывает: перед нами слободской колокольчик из Вятской губернии. Скорее всего, в Верхнекамье он попал с вятскими кустарями-ремесленниками, примышлявшими на севере, либо был куплен хозяином на ярмарке в Соликамске или Кунгуре. Так же как и его подарочный свадебный соплеменник, изготовленный мастером Василием Макушиным в 1817 году. По «юбке» слободца отчетливо читается: «Кого люблю, того дарю. Василий Макушин сей колокол лил». Этот колокольчик был найден на крыльце деревянного дома в старом Усолье. Прописан в музее и более поздний ямщицкий колокольчик, отлитый на заводе братьев Овечкиных в селе Пурех Нижегородской губернии.

НА ЧЁМ ДЕНЬГИ ДЕЛАЛИ
Нижегородские дельцы ухом учуяли большие барыши, которые давала торговля колокольчиками. Именно в Пурехе, начиная со второй половины 19 века было развернуто самое массовое производство колокольчиков. Пуреховцы помимо традиционной формы «Дар Валдая» отливали колокольчики сибирского и шадринского фасона, резные, с сеткой и граненые. В наши края пуреховские колокольцы попадали с крупнейшей, как бы сейчас сказали, выставки достижений народного хозяйства, - Нижегородской ярмарки. Гордость березниковской коллекции подписной валдайский колокольчик, датированный 1802 годом, изготовленный мастером Филиппом Терским. Текучестью своей формы, особенностью построения покатой верхней сковороды, которую называют «плечами» и нижнего края «юбки» валдайский колокольчик напоминает женщину, одетую в традиционный русский сарафан.

НЕТ БАРЫША, ЗАТО СЛАВА ХОРОША
Как правило, мастера ставили на свои колокольчики именные клейма, двуглавых царских орлов, изображения Георгия Победоносца попирающего копьем змия (как покровителя скота и в частности лошадей – Авт.), медали выставок и объемные литые надписи по краю «юбки», зачастую шутливые по содержанию: «купи не скупись, езди веселись», «сдалеча весточку собою подавай», «кто колокол купит, тот счастлив будет», «звени, утешай, ехать поспешай», «нет барыша, зато слава хороша», «вот старый друг лучше новых двух», «чудеса в решете: дыр много, а вылезти негде», «гоню без кнута, кричу безо рта», «прощай милая моя, еду в дальние края». Упряжные бубенцы - «ширкунцы», в отличие от поддужных колокольчиков, выполняли не столько сигнальную функцию, сколько увеселительную, а также «магическую» (помогали разгонять встречных бесов – Авт.)
Татьяна ФЕЛЬБЕР,
Владимир ЖУЙКОВ, фото.

КСТАТИ
Об истории русского колокольчика березниковцы могут узнать в музее. Там организована тематическая беседа: «Звону много, веселей дорога». Заявки у вас примут по телефону: 6-69-25.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
К сожалению, - в коллекции березниковского музея нет суксунских и кунгурских колокольчиков. В наши дни ямщицкие колокольчики сохранились в редких усольских, соликамских и чердынских домах, да в частных коллекциях. Но мы надеемся, что коллекция будет пополняться за счет новых поступлении. Думаю впереди у нас много новых и неожиданных открытий.
Наталья КУЗНЕЦОВА, главный хранитель Березниковского историко-художественного музея.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Звон колокольчик по поверью оберегал от злых духов, охранял от напасти и помогал в дороге. Без звона колокольчиков не обходились ни одна купеческая, ни одна крестьянская свадьба, ни одна ярмарка, ни одни масленичные гуляния. Ямщицкие колокольчики, появившиеся в России во второй половине XVIII века, изначально были сигнальным атрибутом почтовой службы. Нарастающий звон поддужного колокольчика, слышимый за 2 версты, заблаговременно предупреждал о приближении почтового экипажа. Старейшим в России центром производства ямщицких колокольчиков считается Валдай, стоящий посередине Московско-Петербургского тракта – главной и самой оживленной дороге Российской империи. Согласно легенде, первые валдайские колокольчики стали отливать из обломков вечевого новгородского колокола, отправленного в Москву по царскому приказу. На одном из склонов Валдайских гор колокол сорвался с воза и разбился вдребезги... Так не пропадать же добру!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс