Сказавши "А", скажи и "Бератон"

Скука предвыборных будней была смазана. Служба по связям с общественностью ОАО “Бератон” распространила среди березниковских средств массовой информации сообщение о смене генерального директора предприятия.

Официальный текст сообщения:“5 сентября состоялся Совет директоров ОАО “Бератон”, на котором было принято решение назначить председателем Совета директоров Владимира Климентьевича Эссерта. В связи с невозможностью совмещения господином Эссертом должности председателя Совета директоров с должностью генерального директора, новым генеральным директором ОАО “Бератон” назначен коммерческий директор Бегишев Анатолий Борисович”.

Даже первый взгляд, даже только на этот первичный и официальный текст заставляет задуматься. Хоть немножко. Психология, как известно, великая наука и позволяет многое сказать о том, что думали, чувствовали и хотели выразить авторы текста. Вы, уважаемый читатель ещё не заметили? Тёплое, почти задушевное “Владимир Климентьевич Эссерт” и совершенно официально-канцелярское: “Бегишев Анатолий Борисович”. Мелочь? А на себя прикиньте, уважаемый читатель...

Впрочем, гораздо более интересен САМ ФАКТ распространения самым закрытым от общественного внимания предприятием (если, конечно, не считать содовых заводов) официального пресс-релиза с сообщением о замене «генерала». Когда энное время назад Эссерт заменил на генеральском посту Бориса Попова, подобной активности химзаводовской пресс-службы не наблюдалось (да и в последующие годы – тоже).

Цитата из областной газеты «Звезда» времён смены «генералов» в Березниках (1999 г.):«Незаметно и буднично прошла отставка с поста генерального директора предприятия (по официальной формулировке "в связи с уходом на пенсию") Б. Попова; строится предположение, что отставка связана с желанием собственников реанимировать "лежащее на боку" предприятие; пост занял бывший технический директор предприятия В. Эссерт».
Здесь следует обратить внимание: ТЕХНИЧЕСКИЙ директор.

Сейчас смена вышнего руководства произошла вновь. Но на этот раз делами занялся КОММЕРЧЕСКИЙ директор (сохранил ли он за собой этот пост, нам пока неизвестно) Анатолий Бегишев. И на этот раз служба по связям с общественностью озаботилась оповестить об этой смене эту самую общественность.

Ну, то, что собрание Совета директоров состоялось в пятницу (5 сентября) муссировать, наверное, не имеет смысла – мало ли у занятых людей и больших бизнесменов других забот помимо нашего химзавода. И на то, что официальное сообщение появилось лишь 9 сентября (т.е. в среду, через пять дней после заседания) – тоже. Ну, мало ли что бывает. Сперва решили не будоражить общественность, потом решили оповестить...

Только этих фактов достаточно, чтобы просто задуматься. Ну, вот и задумаемся.

Удивительным образом до сего момента никто – за пределами, понятное дело, химзавода – о господине Бегишеве не слышал. Словом, не из тех динозавров советской промышленности уровня Поликши, Петруняка или Кушнина.
Про Попова – да. Про Эссерта – да. Про Бегишева?
Однако давайте разбираться, господа. По порядку, чтобы чинно и тихо.

Владимир Эссерт, бывший генеральный директор ОАО «Бератон» (в телефонной беседе с «Городской газетой»):«Бератон» – это предприятие, которое в последние годы, и вы знаете работает тяжело. Запас прочности его не очень высок с точки зрения вопросов, которые стоят перед предприятием. Вопрос из вопросов – это динамика его развития в будущем. Безусловно, у предприятия есть определённые успехи. Но для собственников, да и для трудового коллектива безусловно хотелось бы, чтобы успехи были лучше. Оценивая эту ситуацию, от лица Совета директоров мне было предложено уйти от рутины и напрямую заняться стратегией развития предприятия. (обратите внимание, это важно – Авт.) Я долго думал, это был длительный период, не месяц и не два, но в интересах предприятия я принял предложение.

«Городская газета».: А как бы Вы охарактеризовали Вашего преемника Анатолия Бегишева?
Владимир Эссерт: Бегишев – выходец с «Бератона»...
«Городская газета»: То есть, коренной химзаводовец?
Владимир Эссерт:Да, коренной. Путь проходил в коммерческой службе. Он – не инженер-химик. Но если человек умеет слушать и грамотно выбирать решения, то в оперативном управлении он вполне может опираться на своих подчинённых. Я со своей стороны гарантирую ему полную поддержку. Основное место мой дислокации, по-прежнему – «Бератон», поэтому человека не выбрасывают сразу в море проблем и барахтайся как хочешь, а все возможные поддержки будут ему гарантированы.

Итак, Эссерт отныне – Председатель Совета директоров. Здесь следует заметить, что из всех председателей директорских советов крупных предприятий, реальной властью и влиянием обладают разве что Дмитрий Рыболовлев (ОАО «Уралкалий») и Вячеслав Брешт (ОАО «Ависма»). Можно заодно вспомнить и Михаила Петруняка (ОАО «Азот»), из «генералов» произведённого в «председатели». Причём – обратите внимание! – именно с целью определять стратегическое развитие предприятия, избавиться от рутины... Однако, это тенденция: профессионалов-производственников, в конкретных технологических процессах разбирающихся лучше, нежели в маркетинговых страстях, бросать на амбразуры современного рынка. Всё равно что великолепного пулемётчика назначать командовать фронтом. Остюда вывод: это не что иное, как почётная отставка.

Теперь поглядим на другую сторону.
«Городская газета»: Как бы Вы прокомментировали своё назаначение?
Анатолий Бегишев: Эти слухи муссировались ещё с февраля этого года. Поскольку Владимир Климентьевич всё-таки химик решили, чтобы он все свои знания и опыт направил в определённое русло. А именно в стратегическое развитие предприятия. То есть, выработка новых продуктов. Потому что когда руководитель занимается тем и другим, то это очень сложно. Поэтому его нацелили на определённую сферу, а оперативной деятельностью предприятия буду заниматься я. (Действительно, ещё несколько месяцев назад в городе говорили, что Эссерт ушёл в отпуск и больше не вернётся – Авт).

«Городская газета»:- Как теперь будет называться должность Владимира Эссерта?
Анатолий Бегишев: - Советник генерального директора по развитию. (Данное высказывание противоречит даже официальному пресс-релизу бератоновской службы по связям – Авт.)

«Городская газета»: Как бы Вы оценили теперешнее состояние предприятия?
Анатолий Бегишев: - Ну, конечно, не самое лучшее. Но я скажу откровенно – и не критическое. И перспективы у «Бератона» есть. Нужно учесть, что мы платим долги по реструктуризации накопленной за многие годы задолженности. По графику нам их платить ещё до марта 2004 года. Но, возможно, что и весь годам придётся рассчитываться по долгам. То есть, огромные суммы будут отвлекаться от прямого производства. И когда эти деньги мы сможем пускать в развитие завода – нам станет легче. Поэтому, перспектива есть, однозначно.

«Городская газета»: Вас называют ставленником господина Роговского...(Геннадий Роговский, член Совета директоров ОАО «Бератон». генеральный директор пермского ООО «Бератон», которое является одним из основных собственников нашего химзавода – Авт.).
Анатолий Бегишев:У нас просто были всегда хорошие отношения. Мы вместе проработали десять лет. Но ни о каком панибратстве речь не идёт. К тому же господин Роговский один решить такой вопрос не может. Кроме него в Совете директоров ещё восемь членов, кстати, куда входит и Владимир Климентьевич. Так что я думаю, что это их совместное решения. Но никак не одного Роговского.

Между тем, рабочие «Бератона» меж собой судачат: нынешним собственникам предприятия оно (предприятие) настолько пофиг, что назначают кого ни попадя и гори оно всё синим химическим пламенем...

Кстати, Анатолий Бегишев до сих пор ни разу даже не входил в состав Совета директоров предприятия. Любопытный факт, нет?

Тем не менее, сей факт является ещё одним проявлением совершенно очевидной тенденции: в Березниках заканчивается период раздела собственности. Речь, разумеется, идёт в том смысле, что по всей стране большую и значимую, и дорогостоящую собственность разделили уже давно и в столичных СМИ уже стало хорошим тоном оповещать нас о «переделе собственности» или «очередном переделе». Однако наш любимый город в этом смысле напоминает порой то местечко, что описано Гоголем в «Ревизоре». Типа, хоть три года на коне скачи, ни до какой границы не доскачешь. В смысле, «там» уже передел собственности идёт. А тут только раздел завершается. В отношении крупной и градообразующей березниковской промышленности раздел завершается «Бератоном».

С точки зрения теории всё, происходившее и происходящее в нашей стране объясняется достаточно просто (если, конечно, не прибегать к сильным политическим эпитетам и не тратить время на клеймение всех, кто «разворовал страну»).

Теория
До 1991 года вся собственность в нашей возлюбленной стране принадлежала государству (не путать с народом!). То есть, партийно-советской бюрократии. В 1991-м одна часть этой самой бюрократии (грубо говоря, «хозяйственники», напрямую завязанные с промышленным производством) завалила, грубо говоря, другую её часть (грубо говоря, «идеологов», умевших только партбилеты отбирать и партзадания выдавать). Девизом победившей партии были выбраны слова «капитализм» и «приватизация», однако следует иметь в виду, что, разумеется, подразумевались под этими словами возможность «хозяйственников» хозяйствовать без «идеологического» надзора. Слова «народ» и «демократия» здесь, кстати, были ни при чём. Разве что на площадь перед «Белым» домом выйти... Ещё раз повторю: у народа при этом ничего нельзя было украсть или прихватизировать, поскольку народу ничего этого не принадлежало.

Однако.
Однако, сказавши «А» нельзя не сказать «Б». А соответственно, ставшее рыночным море забурлило и заштромило, и кто-то действительно оказался акулой, а кто-то – карасём, а кто-то медузой. А к тому же и новые – «из неизвестно откуда» - акулы империализма появились. Вот и рвали... пардон, делили бывшую государственную собственность кто как мог и как умел. Естественный отбор привёл к формированию нового для современной России класса – крупной буржуазии, которая (как и положено акулам) шаг за шагом откусывала у обеззубевших за тихие советские времена «хозяйственников» эту самую собственность. По всей стране. И в Березниках – тоже. И вот теперь «Бератон». Типа, последний аккорд.

Теоретические рассуждения можно, конечно, продлить (и про т.н. «олигархов», и про то, откуда взялись эти «из неизвестно откуда» акулы империализма, и про всё такое прочее, но газетной площади не хватит. Как-нибудь в другой раз. Да и газета – не учебник политэкономии). Однако наше дело маленькое – «Бератон». Одно из предприятий березниковской Большой Пятёрки.

Справка «Городской газеты»:
Согласно официальным данным, «среднесписочная численность работающих в ОАО «Бератон» за 2002 год составила 1621 человек против 2055 за 2001 год. В текущем году проведена реорганизация организационной структуры предприятия, что привело к сокращению численности на 21 процент».

Крупное предприятие, словом.

Практика
Практика приватизации «Бератона» полностью соответствовала теории: основными собственниками оказались высшие менеджеры предприятия (те самые «хозяйственники»). Даже несмотря на то, что до сих пор акционерами ОАО «Бератон» числятся, согласно официальным данным, 4306 человек. Тут, ведь, вопрос, сколько акций у, например, 4000 человек, и сколько акций у остальных. Голосуют, ведь, количеством акций, а не простым поднятием рук как на собрании трудового коллектива в «Комсомольцах-добровольцах». Капитализм, это такая штука, знаете ли.

Без идеологической опеки хозяйствовали новые-старые собственники весьма, напомним, умело – уже к середине 90-х годов прошлого века «Бератон» попал в число злостных неплательщиков налогов, а само предприятие начали трясти социальные потрясения. В том смысле, что рабочие стали требовать всё-таки зарплату за свой нелёгкий труд, а то и её повышения, и даже по-советски благожелательное к тогдашнему руководству предприятия руководство профсоюза ничего не могло сделать. Кстати, «Бератон» в Березниках – единственное предприятие, проявлявшее подобную социальную активность. Проблемы были и на «Азоте», и на «Ависме», и на «Уралкалии», и – тем паче – на «Соде», но до забастовок и пикетов не доходило нигде.

А потом появились буржуины из Перми и Москвы. Вошли в контакт с собственниками (частью их), зарегистрировали в Перми ООО «Бератон», заменили Бориса Попова на Владимира Эссерта. Ну, и так далее, «Городская газета» обо всём рассказывала подробно, повторяться не стану.

Сейчас
Самыми «крутыми» собственниками на «Бератоне» (в смысле – собственниками ООО «Бератон», которое является основным собственником ОАО «Бератон») компетентные источники называют отца и сына Чернецких (один – Валерий Ихильевич, другой – Владислав Валерьевич). Злые языки связывают их также с очень «авторитетными» бизнесменами Перми. Возможно, именно они и сыграли главную роль в почётном повышении Эссерта из «генералов» в председатели Совета директоров. А возможно, просто согласились с предложением Геннадия Роговского заменить Эссерта (который всё-таки опытный «технарь») на Анатолия Бегишева (который всю карьеру на химзаводе сделал в коммерческой службе).

Впрочем, сам Бегишев это отрицает. Впрочем, и об этом «Городская газета» рассказывала подробно, повторяться не стану.

Остаётся сказать немногое. Эссерт после своего производства в «генералы» много и убедительно говорил о возрождении предприятия и о том, что это – не начало краха, а начало возрождения. Кое-что действительно удалось сделать, чтобы вытащить «Бератон» из той... В общем, чтобы вытащить.

Справка «Городской газеты»:
Согласно официальным данным, за 2002 год начислено налогов и страховых взносов во все уровни бюджетов 70,2 млн. рублей. Оплачено налогов на 93,8 млн. рублей, в том числе текущие платежи –68,9 млн. рублей и задолженность по графику реструктуризации – 24,9 млн. рублей. Кредиторская задолженоость на 01.01.2003 составила 187,7 млн. рублей (по сравнению с 201 млн. рублей на 01.01.2002).

Однако пермские буржуины решили, что сейчас не переправа и коней, в общем, можно менять. Их право. Их собственность. И это перемещение на «Бератоне» окончательно и однозначно свидетельствует о вступлении крупной буржуазии в свои права. Права собственника. Полного и безраздельного.

Народ
Как был, так и остался. Чего у народа не было, того у него и нет. Правда, калейдоскоп «генералов» химзавода и отсутствие каких-либо инвестиций, и невыплаты зарплаты, и всё такое прочее действительно наводит на мысль, что акулы развитого империализма хапнули кусок с целью лишь бы хапнуть, а теперь просто не знают, что с предприятием делать (в отличие от той же «Ависмы», что делать с которой руководство ВСМПО знало точно). Поэтому – этот директор, тот директор - какая разница? В пермском офисе ООО «Бератон», кстати, от каких-либо комментариев по поводу смены «генерала» на химзаводе отказались. А господа Чернецкие убыли на неопределённое время, связаться с ними никак невозможно.

Прямо спросим
«Городская газета»:- А почему вы не пошли по пути «Соды». Банкротство и списание долгов на банкрота. Ведь содовикам теперь проще?
Анатолий Бегишев:Да, но налогоплательщики не получили тех денег, которые должны были получить. Они похоронили свои старые долги. А мы их, в отличие от содовиков, платим и возвращаем государству. Все эти налоги, которые пойдёт на развитие медицины, науки, города и так далее. То есть, я считаю, что мы поступили просто порядочно. Если все поступили так, как поступил «Бератон», то денег в стране было бы намного больше.

«Городская газета»:Какими будут Ваши первые шаги на посту генарального директора?
Анатолий Бегишев:Мною разработана программа. Она отдана в Совет директоров. Они её пока рассматривают, поэтому пока рано о ней говорить. Но если в двух словах, то первые изменения коснуться структуры управления предприятием. На мой взгляд, в управлении есть лишние люди, лишние кадры, оставшиеся от старых времён, со старым багажом знаний. Я считаю, что это лишнее и надо отсечь.

То есть, будут сокращения персонала?
Анатолий Бегишев:Обязательно. Причём, только управления, производство мы трогать не будем.

Эпилог
Капитализм, батенька, он всем капитализм.

Автор: Андрей Лучников

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс