Постой паровоз, мы заменим колёса

Постой паровоз, мы заменим колёсаВ конце октября сотрудники березниковской транспортной милиции направили в суд необычное уголовное дело. В совершении должностных преступлений обвиняются семь железнодорожников. По роду своей деятельности эти люди должны были обеспечивать безопасность движения поездов и охранять имущество железной дороги. Вместо этого они воровали новые колесные пары грузовых вагонов, а на их место ставили старые, не пригодные к использованию.

Из материалов уголовного дела:
В производстве Линейного отдела внутренних дел на станции Чусовская находились несколько нераскрытых дел по факту хищения колесных пар, которые происходили с марта 2005 года. Обрабатывая имеющуюся информацию, сотрудники ОБЭП пришли выводу, что данные хищения происходят на 23 железнодорожном тупике вагонного депо станции Березники-Сортировочные. В хищении участвуют работники одной и той же бригады.

Сотрудникам транспортной милиции потребовалось немало времени, чтобы собрать всю необходимую информацию, а главное – создать убедительную доказательную базу.

Из материалов уголовного дела:
В ночь с 3 на 4 марта сотрудники уголовного розыска линейного отделения внутренних дел находились на территории вагонного депо станции Березники-Сортировочная. Около 1.00 ими была начата видеосъемка на цифровую видеокамеру факта хищения (переподката) колесных пар в количестве восьми штук с двух вагонов, которые по очереди были поставлены на 23 тупик станции при помощи маневрового тепловоза.

Позже преступники придут в ужас, когда на допросе следователь продемонстрирует им кадры оперативной съемки. Кому –то потребуется «Корвалол», кто-то напишет явку с повинной, остальные начнут путать показания, наговаривать друг на друга. Но это уже потом. Сначала оперативники выжидали удобный момент, чтобы не спугнуть похитителей и раскрыть всю цепочку соучастников преступления.

Для справки Колёсная пара - один из основных узлов ходовой части вагона или экипажной части локомотива. Представляет собой ось с двумя насаженными на неё колёсами, которые служат для направления движения вагонов и локомотивов по рельсам.

Преступления совершались ночью, когда на смену заступали только «свои» люди. В условленное время на территорию вагонного депо без документов заезжал грузовой автомобиль. В кузове находились приготовленные для подмены старые колесные пары. Дежурившие на КПП стрелки военизированной охраны за определенное вознаграждение обеспечивали грузовику беспрепятственный проезд на охраняемую территорию и выпускали обратно с ворованными деталями.

Из показаний стрелка ВОХР Климова:
Время прихода машины с браком было известно. Колеса привозили и увозили на грузовой машине «Татра» либо «Камаз». На 23 тупике были подготовлены два вагона. Похищали по четыре или по восемь колесных пар за раз. Хищение осущестляли в течение двух часов. После этого грузовик с похищенными парами покидал территорию депо.

На станции Березники- Сортировочные 23-ий путь является тупиковым. Он предназначен для крупного ремонта, когда вагон отцепляется от состава и стоит отдельно. Переподкат колесных пар можно произвести только на этом пути, где есть козловой кран. Но поставить нужный вагон на нужный путь незаметным образом невозможно. И здесь в дело подключались новые персонажи.

Из текста обвинительного заключения:
Составитель поездов Мелехов совместно с оператором поста централизации маневрового района Уткиной обеспечивали перестановку грузовых вагонов с территории парка станции на 23 тупик. Чтобы состав мог проследовать на тупиковый путь и обратно, Уткина в назначенное время переводила автоматические железнодорожные стрелки. Вагоны встречали находившиеся на смене работники по ремонту подвижного состава. С помощью домкратов и козлового крана они производили замену (переподкат) колесных пар.

Подмена обнаружилась не сразу. Поезд успел доехать до станции Изумруд Свердловской области. Там во время ремонта грузовых вагонов работники вагонного депо обнаружили, что номера осей колесных пар не совпадают с номерами, указанными в документах. Проверка показала: вагоны с подмененными колесными парами без остановки прибыли со станции Березники-Сортировочная.

Для сотрудников транспортной милиции это был сигнал к действию.

Расследования преступлений, совершенных на железной дороге всегда было делом непростым, имеющим свои особенности. Ведь что такое дорога? Множество станций, глухие перегоны, случайные попутчики. А если преступления замышляют сами работники «железки»? Это уже круговая порука, длинная цепочка которой тянется далеко за пределы нашего города. Исключения не было и на этот раз. На следствие пытались «надавить» разными способами. Свидетелям звонили и грозились расправиться с близкими. Один из подозреваемых неожиданно разбился на машине за сутки перед допросом. Угрожали и молодой девушке-следователю, которая работала по данному уголовному делу. Незнакомцы обещали ей нелегкую жизнь и подкарауливали, даже когда она находилась на сессии в другом городе. Пришлось подключать службу собственной безопасности Среднеуральского УВД на транспорте.

Восемь месяцев расследования, четыре ареста и пять томов уголовного дела – таков итог работы следственно оперативной группы Линейного отделения внутренних дел на станции Березники. Всего по данному уголовному делу на скамье подсудимых оказались девять человек. Из них семь – это работники железной дороги.

— Сегодня немало предприятий имеют в собственности железнодорожный транспорт, а значит, ремонтируют его, в том числе – меняют колесные пары, - говорит начальник ЛОВД на станции Березники подполковник милиции Олег Крылов. - Нередко бывает так, что для покупки новых колесных пар и продажи на металлолом уже устаревших, предприятия обращаются к частным перекупщикам. При этом в погоне за дешевизной многие готовы закрыть глаза на темную историю происхождения деталей. Именно это и создает предпосылки для хищения колесных пар на железной дороге. На черном рынке за одну колесную пару преступники могут получить от 75 до 85 тысяч рублей. Но в таких преступлениях речь идет не столько о материальном ущербе, сколько об угрозе безопасности движения на железной дороге. А это уже напоминает диверсию.

В настоящее время подозреваемые по данному уголовному делу ожидают решения суда, поэтому их фамилии в тексте изменены.

Текст: Мария Мазунина
Впервые опубликовано: “Новая газета-1”
Фото: Алексей Гарин

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс