Право женщины быть ведьмой

Текст: Арина Холина

Мне кажется, все девочки любят фильмы о ведьмах. Или любили – в подростковом возрасте.

«Иствикские ведьмы», «Зачарованные», «Колдовство» – это как бы женская классика. Все смотрели, все фанатели. Но я вчера пересматривала «Колдовство» – и поняла, что дело не в любви к фэнтази, сказкам или бытовому мистицизму.

Фильмы о ведьмах для нашего поколения – это совсем про другое. Недаром же пик популярности всяких ведьм пришелся на 90-е. «Зачарованные», и «Колдовство», и «Сабрина – маленькая ведьма», «Практическая Магия».

Эти фильмы уже не про миленькую ведьма-домохозяйку, которой муж запрещает колдовать («Колдунья», он же «Моя жена меня приворожила», в оригинале Bewitched) – но она тихо чародействует на благо семьи).

В 90-е ведьмы символизировали женщин нового поколения – амбициозных, жестких, самостоятельных. Недаром слова witch (ведьма) и bitch (сука, стерва) так похожи.

В 90-е Мадонна сказала: “Я жесткая, я амбициозная, я знаю, что хочу. Если это делает меня сукой, да ради бога”.

Мадонна как женщина была аутсайдером. Она, правда, знала, чего хотела. И никогда не стеснялась донести это до всего мира. Очень характерно то, что случилось у нее с бывшим мужем Шоном Пенном – он не выдержал её популярности, сексуальности, самоуверенности. (кто не знает – была жуткая история, из-за которой они развелись – Пенн связал Мадонну и несколько часов издевался, включая изнасилование и избиение).

Про таких женщин, как она, тоже говорят – «ведьма». То есть злая, странная, опасная.

Ну, или говорили.

И в 90е современная мифология назначила в героини сказочного персонажа – ведьму. Городскую, молодую, сексуальную. Реальной женщине такой быть не полагалось.

Но для женщин (девушек) главным достоинством такой героини было то, что у нее есть Сила. И независимость. Любовные линии, конечно, были – но на условиях героинь. Никаких больше мужей, которые запрещают колдовать. Мужчинам приходилось принять Силу и Миссию своих подруг.

Это был, на мой взгляд, очень важный символизм. Женщины еще не могли себе позволить громко заявить о своих амбициях (неприлично), но уже хотели видеть героинь другого типа. Не этих барышень, которые только и стремятся замуж за условного принца.

Ведь раньше в кино женщина могла себе позволить быть сильной лишь в том случае, если на её голову упали 33 несчастья, или если она переодетый мужчина (Тутси, 1982).

Не очень в тему, но не могу не упомянуть моего дорого и любимого Вуди Аллена с его «Энни Холл» (1977). Да, этот фильм, может, и не о женщине и её силе, но о том, что для женщины замужество не главное стремление, и любовь тоже не главное. Это один из самых прогрессивных фильмов о женщинах. (есть еще конечно «Какими мы были»/The way we are, 1973)

Но все-таки ведьмы – это знаки не просто женского стремления к независимости, а намек на всемогущество. На то, что женщина способна все – и даже на схватку с мужчиной (злодей обычно мужчина).

Я внезапно поняла, как бессознательно и не напрямую все это проникало к нам в души – и меняло нас. Искусство все-таки величайшая сила. Ты и не замечаешь, как оно меняет твою жизнь. Это настоящая магия.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кинематограф