Потребитель, знай свои права!

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей/ Фото: Сеть

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей.

Все мы имеем опыт разочарований в сфере потребления товаров и услуг. И пусть знание закона «О защите прав потребителей» не гарантирует положительного решения всех вопросов, но все же помогает сориентироваться в сложных ситуациях. Поговорим о наиболее типичных нарушениях наших прав и способах борьбы с ними.

ТОВАР ПРОСРОЧЕН
Право потребителя на безопасность товара закреплено в статье 7 закона «О защите прав потребителя». А согласно ст. 18 этого же документа можно вернуть некачественный товар в магазин для его замены или возврата денег. Если чека нет, то потребуются два свидетеля, которые подтвердят, что продукт был куплен в данном месте. Если в торговой точке регулярно продают просроченные товары, можно подать жалобу в регулирующий орган - Роспотребнадзор.

ЦЕНА НА ЦЕННИКЕ ОДНА, А НА КАССЕ - ДРУГАЯ
Колебания валюты и нестабильная экономическая ситуация приводят к частому изменению цен на товары. Если вам не продают товар за цену, написанную на ценнике, или отказываются вернуть разницу в деньгах, которая была обнаружена после выдачи чека, это - обман потребителя. В таком случае нужно написать жалобу в Роспотребнадзор в связи с нарушением статьи 101 закона «О защите прав потребителей».

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Бывает, что магазин ремонтирует товар, несмотря на то, что покупатель потребовал деньги назад. Чтобы этого не произошло, нужно четко и в письменной форме сформулировать свои требования к торговому заведению. Согласно пункту 1 статьи 18 закона «О защите прав потребителей» вы можете: потребовать полного возврата денег, замены дефектного товара на качественный (либо такого же, либо другой марки, артикула, модели, с перерасчетом цены), бесплатного устранения дефекта или соразмерной уценки товара ненадлежащего качества и частичного возврата его стоимости.

УПАКОВКА ПОВРЕЖДЕНА ИЛИ ТОВАР РАЗБИЛСЯ
Платить за случайно разбитый или испорченный товар - дело добровольное, а не обязательное. За товар, находящийся на территории магазина, несет ответственность магазин. Если покупатель получил товарный чек, то на него переходит ответственность за купленный продукт. Платить придется, если покупатель умышленно допустил порчу товара. Однако магазину придется доказать это в судебном порядке и с соответствующими доказательствами (в качестве одного из доказательств может служить запись с видеокамер).

БЕСКОНЕЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Если покупатель хочет вернуть дефектный товар в магазин и получить за него деньги, а представитель магазина настаивает на экспертизе, то она проводится в течение 10 календарных дней (согласно статье 22 закона «О защите прав потребителей»). В случае обмена некачественного товара на новый, срок выполнения требования составляет 20 дней (даже с учетом экспертизы). Это написано в 21 статье закона «О защите прав потребителей». У продавца есть право на экспертизу товара в случае возникновения спора с покупателем о причинах дефекта.

КЛАСТЬ ЛИ ВЕЩИ В КАМЕРУ ХРАНЕНИЯ?
Если вы кладете сумку в ячейку для хранения, то тем самым заключаете с супермаркетом договор хранения. Он добро вольный, а не обязательный (статья 421.1 Гражданского кодекса РФ). При этом ответственность за вещи несет хранитель. Во внутреннем уставе магазина может быть прописано правило оставления вещей покупателей на хранение. В этом случае за вещами обязана следить охрана магазина.

ПРЕДЪЯВИТЕ ВЕЩИ К ДОСМОТРУ!
Если при выходе из магазина магнитная рамка «запищала», то ни охрана, ни администрация не имеют права обыскивать вас, требовать показать покупки, чек или все содержимое сумки. Этим может заняться только полиция, в присутствии понятых. Сотрудники магазина имеют право вызвать полицию, но таким же правом обладаете и вы, если охранник попытается применить физическую силу. За такие действия ему может грозить штраф или лишение свободы на срок до 7 лет (статья 203 УК РФ).

У АППАРАТА
Ежегодно международная Федерация потребительских организаций выбирает наиболее актуальную тему, которой и будет посвящен день защита прав потребителей и год в целом. В этом году открывается кампания по защите прав потребителей услуг мобильной связи. Что же важно знать потребителям этой услуги?

Согласно «Закону о защите прав потребителей», если вы приобрели телефон ненадлежащего качества, то вправе требовать возврата денежных средств или безвозмездного устранения проблемы. Причем, «в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта».

Нередки случаи, когда люди, согласившиеся на ремонт телефона, ждут ответа о результате диагностики в течение долгого времени. Знайте, что закон жестко регламентирует сроки ремонта по гарантии и возврату денежных средств. «В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования».

Если вы сдаете телефон в гарантийный ремонт, можете на совершенно законных основаниях требовать во временное пользование другой работоспособный аппарат.

Чтобы не возникло проблем с ремонтом телефона в мастерской, требуйте у приемщика квитанцию о приеме с его подписью и печатью организации. Как правило, на квитанциях прописаны условия обслуживания в мастерской. Обратите на них внимание. Устраивают ли вас сроки, заявленные в правилах обслуживания, нет ли подозрительных фраз типа: «Мастерская не несет ответственности за полную потерю работоспособности аппарата». В законе прописано, что «условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются не действительными». Таким образом, с точки зрения закона, такие правила неправомерны.

При получении телефона из ремонта проверьте наличие таких документов, как кассовый чек, гарантийный талон и акт выполненных работ. Если организация работает без применения кассового аппарата, вам должны выдать копию квитанции определенного образца - бланка строгой отчетности. В ней должен быть указан срок гарантии и заполнены все графы.


Автор – березниковский журналист
Опубликовано: местное издание "Березники вечерние"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


потребление