Тайны Дворца культуры "Металлург"

Дворец культуры и творчества «Металлург» 1979 года рождения – самый молодой из городских ДК. Но легенд и историй в его запаснике не меньше, чем у других/ Фото: Сеть

Текст: Татьяна Тихомирова

Дворец культуры и творчества «Металлург» 1979 года рождения – самый молодой из городских ДК. Но легенд и историй в его запаснике не меньше, чем у других.

КОМАНДА «СТРОЙСЯ»
Как так вышло, что до самого конца семидесятых годов у Березниковского титано-магниевого комбината не было своего дворца культуры – бог весть: первую продукцию предприятие выдало аж в военные годы. Массовые мероприятия магниевиков тогда проходили то в ДК имени Ленина, то в ДК энергетиков. Причём мероприятий было много, и все в силу политики и идеологии страны - обязательные: от памятных и красных дат до торжественного принятия молодёжи в рабочий класс и встреч с почётными металлургами.

Идея назрела в 1971 году, и над ней начали работать. Важный момент: в те времена на уровне руководства СССР не очень-то поощрялось масштабное (а значит, и дорогое) строительство в регионах. Все силы и средства страны вкладывались в оборонку, на дворе стояли годы «железного занавеса» и «холодной войны». Кроме того, комбинат не мог просто взять и начать строительство. На то требовалось разрешение, которое согласовывалось на самом высоком уровне. Окончательное «да» или «нет» оставалось за Министерством цветной металлургии страны. В итоге магниевикам строить дворец не позволили. Вот попроще, всего лишь дом культуры, – пожалуйста. Все, кто имеет какое-то отношение к стройке, отмечают огромную роль директора БТМК Валентина Лобанова, возглавившего предприятие в 1973 году. Он лично пробивал проект в столице, даже, кажется, возил в Москву делегации знатных металлургов с соответствующими обращениями. И всё завертелось.

ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
За основу взяли типовой проект №264-1250/71 городского дома культуры на 700 мест, имевший множество модификаций и переработок. Не самый повторяемый «типовик» в стране, по всей территории бывшего СССР насчитывается не так много близнецов «Металлурга». Но они есть: ДК «Электрон» в Сарапуле и ДК «Современник» в Энергодаре. Один в один, на фото их легко перепутать.

Привязкой проекта к местности занимался запорожский Институт титана, специалисты которого не только подчинялись тому же министерству, что и БТМК, но и имели соответствующие знания и допуски. Главным инженером березниковского проекта стал запорожский архитектор Георгий Шеховцов. Под его руководством доработали типовые чертежи с учётом рельефа и геологии местности, подвода коммуникаций, внесения десятков изменений. В частности, директор Лобанов мечтал о бассейне для работников предприятия. Было очевидно, что разрешения на возведение отдельного здания министерство не даст. Принимается соломоново решение – вписать 25-метровый бассейн комплекс строящегося ДК. Как говорится, прокатило. Так родился «Титан».

В 1972 году министерство утверждает проектно-сметную документацию, и в 1973 году на восточной окраине Березников начинается масштабная стройка. Нет ещё ни района МЖК, ни высоток по улице Мира. Это место любят городские лыжники: разгоняешься как раз от будущего ДК и летишь по склону вниз, до самой Быгельки. Работы ведёт СУ-2 треста «Жил- строй». Главный инженер организации Эрвин Вильдеман, по рассказам причастных, появляется на стройке часто – для подрядчика это особый объект.

ЧТО МЕНЯТЬ БУДЕМ?
В 1976 году уже возведены стены. В этот момент в работах начинает принимать участие Николай Козлов, будущий первый директор дворца. Николай Филиппович охотно рассказывает, как его, до того возглавлявшего ДК энергетиков, переманили магниевики, как ввиду отсутствия в тарифной сетке специальности «через три года главный» числился он официально сначала электриком, потом – печевым одного из цехов. А на деле курировал строительство «со стороны культуры».

Правое крыло. Козлов рассказывает, что первым обратил внимание на вопиющее: в доме культуры не оказалось места для клубной части. Помещения, изначально предназначенные под библиотеку, и комнаты для занятий клуба, отдали бассейну. В итоге было решено пристроить дополнительное правое крыло на три этажа: два надземных и цокольный. Туда и въехала впоследствии библиотека с читальным залом. А также расположились вахта, бар, дирекция и многое другое. Внутри пристроя оказалась законченная ранее облицованная фасадной плиткой наружная стена прежнего здания. Поэтому работники крыла, включая директора, из года в год шутили, что сидят на улице. Выше, крыша! На метр и двадцать сантиметров подняли стены большого зала, чтобы стал чуть выше слишком низкий потолок, который изначально буквально нависал над головами зрителей задних рядов.

Укрепить и разделить. Поменяла вид и назначение галерея, под которой проходят нынешние посетители бассейна. По проекту там должен был быть читальный зал, единое пространство без перегородок. Но библиотеку пере несли в новое крыло и в итоге в галерее оборудовали разгороженные комнаты для занятий, где до сих пор обитает школа эстетического развития «Умка». Чтобы поставить перегородки и сделать отдельные помещения, пришлось почти вдвое усилить столбы опор галереи, укрепить пол.

Не зарывать, здесь будет клуб. Необычным образом родился на свет и молодёжный клуб дворца. Эту историю разные люди излагают чуть по-разному, но суть одна. В некий прекрасный день прогуливались по стройплощадке то ли будущий директор Козлов, то ли художник Владимир Червяков, и активист молодёжного движения комбината Олег Симонов. Кто-то из них и заметил большое пустое пространство под незакрытым плитами полом. Там по проекту была слепая, предназначенная под засыпку, зона, уже частично загруженная строительным мусором. Родилась идея, мусор убрали, помещения отстроили. Появился клуб.

По проекту над гардеробными не должно было быть потолка. Но его настелили, одновременно вдвое увеличив площадь выставочного зала, расположенного этажом выше.

ВСЕМ МИРОМ
Ближе к концу строительства здание возводилось, по сути, силами всего комбината. У подрядчиков не хватало людей, это грозило срывом сроков и долгостроем. Поэтому магниевики выходили на субботник за субботником, кое-кто из свидетелей тех лет даже утверждает, что делалось это по графику и с отрывом от производства: в цех приходила разнарядка, и люди начинали ходить на работу туда, на стройку. Каждый цех отвечал за определённый участок и фронт работ. Фактически все, кто в те годы работал на комбинате, могут вспомнить часы, проведённые на площадке: «Бери больше, кидай дальше»: «женщины, больше половины ведра раствора не набирайте, вам вредно...» Наверное, это самая важная часть истории дворца: каждый работник имел к ней отношение, все металлурги до единого. Внутренней отделкой занималась оформительская группа, организованная уже тогда не чуждым ничему прекрасному молодым инженером Владимиром Шекой, будущим автором герба Березников.

ЛЕТИ, ЮРА, ПЕРВЫМ!
Есть своя история и у скульптурной группы «Космонавт и металлург». На фотографиях дворца, помеченных 1979 годом, она уже присутствует. По словам Козлова, фигуры должны были, во- первых, заполнить пустоту у фасада, а во-вторых, подчеркнуть, к какому именно предприятию относится учреждение культуры. Рабочий как бы собрал космонавта в путь к звёздам и жестом показывает: давай, дорогой Гагарин, поехали. В народе упорно ходят слухи, что рабочего лепили с электролизника БТМК Полякова. Но едва ли это так: создавали скульптуры методом выколотки по бетонной отливке в Калуге, но проекту Московского художественного фонда. Известен и автор проекта – титулованный скульптор Михаил Лушников, позже – автор барельефов на восстановленном столичном храме Христа Спасителя. Нет ни крупицы информации о том, что ему позировал кто-то из березниковцев. Высокие дуги за спинами скульптур образуют одновременно букву «М», начальную в слове «металлург», и взлёт в небо, к далёким планетам.

Также, по словам художника Червякова и бывшего главного инженера отдела капитального строительства предприятия Владимира Скачкова, лет десять назад, в начале двухтысячных годов, скульптура стала жертвой вандализма: неизвестные охотники за цветным металлом сделали рабочего инвалидом – оттяпали и унесли ту самую его руку, которая указывает космонавту путь. По фотографиям её восстанавливал березниковский скульптор Юрий Устинов. Есть и ещё одна знаменитая история, связанная с космонавтом. Любой березниковец, даже самый почтенный и культурный, охотно расскажет приезжему, что если встать слева от статуи и потоптаться в поисках подходящего ракурса, то большой палец руки покорителя космоса принимает в профиль вид неприличный, но забавный.

МОЗАИКА С ОШИБКОЙ
Мозаичное панно на выходящей на улицу Мира стене ДК называется «Земля и люди». Оно уникально, другого такого нет. Произведение создавалось специально для дворца на местном материале. Внимательный зритель разглядит на нём и уральского медведя, и трубы-градирни БТМК, и байдарку с туристами- сплавщиками. Авторами панно называют тогда московского, а ныне израильского художника Ефима (Хаима) Капчица и его земляка-коллегу по фамилии Капустин. Они же, по словам Червякова, выполняли роспись внутри здания. Капчиц уже в 1981 году эмигрирует в Израиль, сменит имя и станет ярым патриотом этой страны.

В Иерусалиме есть мозаичные панно его работы, удивительно похожие на то, что мы видим на «Металлургах». Наша мозаика сделана из смальты, особым образом окрашенного стекла. Художники нарисовали макет, который отправился далее, в мастерскую субподрядчика, где рисунок разбили на квадраты, выложили их из цветных кусочков, а сверху залили бетонным раствором.

Когда получившиеся плиты высохли и их вынули из форм, мозаичный рисунок оказался на лицевой стороне.

Так, в виде плиток, границы которых вполне можно разглядеть на мозаике сейчас, «Земля и люди» приехали в Березники. Под них подготовили кирпичную стену и установили. Сейчас нижняя часть рисунка несколько пострадала от погоды и времени. Увы, полноценной реставрации панно никогда не было. Но краски смальты по-прежнему ярки, а рисунок хорошо различим.

Но самое интересное не это. В центре нижней части панно художники поместили уравнение химической реакции получения главного продукта предприятия- титановой губки. Художники
– люди далёкие от химии. Так что готовая мозаика заставляла улыбаться не забывших школьный курс химии: в формуле 2Mg+TiC14=Ti+2MgC12 создатели панно потеряли обе двойки перед магнием.

ОТКРЫЛИ, НО НЕ ВЕСЬ
Торжественное открытие нового ДК состоялось 5 ноября 1979 года, как водилось в те годы - к очередной, 62-й годовщине Великого Октября. Николай Козлов вспоминает, что никак не успевали – по всему зданию полным ходом шли отделочные работы. Но председатель городского исполкома буквально хватал ответственных за грудки: «Открыть!» И открыли. Торжественно помитинговали у входа, председатель исполкома Анатолий Головин и директор комбината получили из рук строителей памятный сувенирный ключ от дворца. Собравшиеся прошли внутрь, поглядели на фойе, и... всё. В большом зале не было не только кресел, но даже ступеней для их установки, тут не готово, там не доделано... По-настоящему дворец открыли чуть более, чем через месяц, 12 декабря. Был полный зал, снова речи и подарки. Тот самый ключ, который по словам художника Червякова, лично и в единственном экземпляре изготовил начальник бюро эстетики комбината, большой мастер по разного рода макетам Алексей Киселёв, передали новоиспечённому директору. С тех пор руководителей во дворце сменилось много. А вьгложенная зелёным бархатом коробка с золотистым ключом-балериной до сих пор хранится в кабинете директора. Вот уже 36 лет. Согласно акту Госкомиссии о приёмке дворца (подписан ещё позже, 27 декабря 1979 года) итоговая стоимость здания составила 2 262 795 рублей. В те времена - огромные деньги. Но не все. Сколько ресурсов и средств комбинат вложил прямо или косвенно сверх этой суммы, посчитать просто невозможно.

Очень многое магниевики изготовили сами, в проекте изысков заложено не было, а хотелось красоты, какой-то нетипичное™, необычности. Поэтому алюминиевые части входных дверей (даже сам металл получали своими путями, из Салды), блестящие номерки гардероба, дверные ручки, узорчатый пол, сложный потолок сделали своими руками работники комбината. Немало сил потратили на витражи, звуковое оборудование, мебель, оборудование прилегающей территории, где до сих пор проходят массовые мероприятия.

А сколько человеко-часов было отдано стройке! В итоге к моменту открытия ДК это было весьма современное и прогрессивное учреждение, как эстетически, так и функционально.
Если верить прессе тех лет, Николай Козлов набирал посетителей в секции и кружки ещё до открытия дворца – крепко верил, что строительство завершится в срок. В разные годы во дворце работали духовой оркестр, цирковая студия и изостудия, было как минимум два хора, танцевальные ансамбли. Часть из них, например образцовый коллектив «Азбука», работают и поныне. 5 ноября дворец официально отпразднует 36-летие. Возраст, зрелый и для ДК, и для человека. С чем его и поздравим.


Автор – березниковский журнались
Опубликовано: местное издание "Березниковский рабочий"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс