За пределами ПостЕфремовского пространства

Театр-студия «Ровесник» Дворца культуры им. Ленина показал новый спектакль о детях войны. Зрители аплодировали и плакали. На «Детей войны» в трактовке любительского театра смотрели те, кто действительно детьми застал военные и послевоенные годы – члены советов ветеранов города. Спектакль не только был поставлен, но и родился в Березниках/ Фото: "Березниковский раочий"

Текст: Татьяна Тихомирова

Театр-студия «Ровесник» Дворца культуры им. Ленина показал новый спектакль о детях войны. Зрители аплодировали и плакали.

Женская тень в военной форме едва различима в полной темноте, лицо выхвачено из неё неровным огоньком свечи. «Я – Мария Ивановна Старцева, – чеканит призрак в стихший зал. – Рядовая рабоче-крестьянской Красной армии. После войны работала учительницей труда в Березниковской коррекционной школе номер один. В начале войны – в швейной мастерской. Ремонтировала и чистила солдатское обмундирование. Порой чистить приходилось от крови... В сорок третьем окончила курсы радистов. В сорок четвёртом пришла повестка на фронт. С боями прошла всю Прибалтику: ползала, пряталась в окопах, таскала раненых. Все пришлось испытать в боях. Но всегда помнила слова матери: «Дочка, вернись домой живой». Голос девушки тонет в грохоте орудий.

Пожалуй, это был самый душераздирающий момент спектакля «Дети войны», который ребята-артисты из «Ровесника» не побоялись играть в один день с шумным открытием фестиваля «ПостЕфремовское пространство». Потому что ставили его для особого зрителя. Большинство людей, занявших кресла зала Дворца культуры, были почтенны и седы.

На «Детей войны» в трактовке любительского театра смотрели те, кто действительно детьми застал военные и послевоенные годы – члены советов ветеранов города. Спектакль не только был поставлен, но и родился в Березниках.

Автор пьесы, заведующая музеем истории народного образования при центре эстетического развития детей «Радуга» Анастасия Ломова, давно хотела опробовать такой метод подачи музейных материалов как театрализация. Останавливало её лишь то, что работники музея, как ни крути, всё же не артисты: нет опыта, сценического мастерства. Всё это нашлось в «Ровеснике». И пьеса была написана.

Полностью на березниковском материале: в основу легли письма наших фронтовиков, подлинные документы тех лет, интервью с ветеранами и детьми войны.

Сюжет прост: отличник и умница Егор, наш с вами современник, получил срочное задание от рассерженной его прогулом учительницы: до завтра написать статью об учителях-фронтовиках для школьного сайта. И на всё про всё – одна ночь. Удивительно ли, что парнишка уснул за компьютером? И приснились ему те самые, военные Березники.

Исполнитель этой (главной в спектакле) роли пятнадцатилетний Данил Сидельцев рассказал, что многое узнал, пока готовился к выходу на сцену. Не удержал глаз сухими, когда смотрел «А зори здесь тихие», открыл для себя совсем другую картину родного города – огромного тылового организма, работающего на фронт. Узнал, сколько было в Березниках эвакогоспиталей. И теперь с совсем иным чувством ходит мимо «горьковской» школы №2.

Персонаж Данила во многом вымышленный, но много в пьесе и совершенно документальных: это и девчоночки-сестрёнки, поющие для раненых бойцов частушку «Сидит Гитлер на заборе...». Одна из них, ныне ветеран ООО «Сода-Хлорат» Валентина Мартюшева, и рассказала автору пьесы, как они вместе с младшей сестрой жили через дорогу от госпиталя и приходили развлекать раненых бойцов.

Местные ребятишки собрали деньги на строительство самолёта «Березниковский школьник», за что получили благодарственную телеграмму от Иосифа Сталина.

А вот девочки Вали Филимоновой не существовало. Был мальчик Валентин Филимонов, четвероклассник лёнвинской школы. Это его через газету «Березниковский рабочий» от 5 марта 1944 года благодарили за шефство над ними раненые бойцы Новиков и Рысов.

На момент начала подготовки спектакля в театре не хватало парней. Зато третий сезон занималась шестнадцатилетняя Дарья Маврина, которая мечтала сыграть в спектакле о войне. Персонаж в итоге поменял пол, а юная актриса, для которой это была её первая взрослая и серьёзная роль, оправдала ожидания.

Осталась довольна тем, как всё прошло, и ещё одна дебютантка того вечера. «Дети войны» – первый спектакль, в котором девятнадцатилетняя Екатерина Лабурец выступила в качестве режиссёра-постановщика. По её словам, было трудно. Тем более Екатерина была занята в постановке ещё и как актриса. Впрочем, она полагает, что у «ровесников» в очередной раз всё получилось.

Конечно, помарки в постановке были, но кто их считал, когда в зале вспыхнул свет, и настоящие дети войны, пришедшие на спектакль, вытирали глаза, ловили за руку режиссёра и автора пьесы, благодарили. Более того, как нам рассказала новоиспечённый драматург Анастасия Ломова, на выходе её остановила незнакомая женщина и сказала, что приходится родной дочерью Марии Старцевой, той самой «тени со свечой» из первого абзаца этой статьи.

Дочь учительницы-фронтовички поведала, что мама жива, ей сейчас девяносто лет, и она непременно узнает о спектакле, в котором прозвучало её имя. Ну вот что тут скажешь? Судьба.

«Ровесник», окрылённый успехом, со временем повторит «Детей войны». Сейчас театр на всех парах готовит премьеру. Спектакль на основе почти одноимённого романа Михаила Булгакова называется «Мастер энд Маргарита». Премьера намечена на 27 и 28 ноября.


Автор – березниковский журналист
Опубликовано: газета "Березниковский рабочий"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс