Тень науки

В Березниках наука и образование получили в конце прошлого года мощный удар. Прекратил свое существование Березниковский филиал Уральского Государственного Экономического Университета.

8 февраля в нашей стране отмечался День российской науки. Именно «российской» – наше празднование приурочено ко дню основания в 1724 году по личному распоряжению Петра I Академии наук – ныне носящей название Российской академии наук. Впрочем, желающим встретить международный День науки и гуманизма не пришлось бы долго ждать – этот праздник выпадает на 12 февраля. Но если уж отмечать прошедший праздник науки, то делать это следует прямо сейчас, пока повод еще свеж – наступления следующего Всемирного праздника, посвященного этой теме (Дня науки за мир и развитие), придется ждать до 10 ноября.

В обсуждениях важности этого праздника часто звучат фамилии великих российских и советских изобретателей прошлых лет, нобелевских лауреатов, работников науки, не отмеченных высокими наградами, но, тем не менее, оставивших благодаря своему труду след в истории.

НАУКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО
Признаем очевидное – новости науки приятно отличаются от прочих известий тем, что после их прочтения хочется жить дольше и увидеть больше. В любую эпоху «знатоки» научных достижений нудно бубнили о том, что все уже открыто, а изобретать нечего. Однако вряд ли найдется человек, которому не доставит удовольствие прочтение статьи о новых открытиях или изобретениях, что вскоре сделают наш быт интереснее, а жизнь благодаря им сможет приобрести новые краски. Пусть даже эти изобретения – всего лишь съедобные обертки для конфет или антигравитационный скейтборд, поднимающийся на землей на считанные миллиметры.

Впрочем, не будем отвлекаться. Праздник у российской науки – и о ней должна пойти речь.

Проблем у «именинницы» масса. В общество все чаще проникают лженаучные и мракобесные идеи, в пожаре страдают уникальные фонды библиотеки Института научной информации по общественным наукам, и даже одно из главных достижений российской науки за последние годы – исследования реликтового озера Восток в Антарктиде – по сообщению ТАСС, «замораживаются» из-за сокращения финансирования. Как тут не поверить профессору истории науки Лорену Грэму, который вывел вполне правдоподобную формулу – «Русские великолепные изобретатели, но они чудовищно плохо воплощают изобретения в жизнь».

Но «добро не сдается», и интерес к науке бывает заметен даже на уровне Пермского края. Так, в начале года в Перми прошел Открытый окружной фестиваль по робототехнике «РобоФест-Урал», а в День российской науки губернатор Виктор Басаргин вручил ежегодные премии лучшим местным ученым – авторам оригинальных научных работ, открытий, изобретений и научно-исследовательских разработок.

Один из награжденных, Петр Фрик, заведующий лабораторией физической гидродинамики Института механики сплошных сред УрО РАН, заявил, что, по его оценке, ситуация в Прикамье – уникальная. Здесь действует целый комплекс мер поддержки сообщества ученых, развита кооперация научных школ и авторских коллективов с предприятиями, с зарубежными исследователями, регион – третий субъект в стране по числу национальных исследовательских университетов – базы для подготовки молодых ученых.

Впрочем, в Березниках наука и образование получили в конце прошлого года мощный удар. Прекратил свое существование Березниковский филиал Уральского Государственного Экономического Университета.

ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ДЛЯ БФ УРГЭУ
Не то чтобы падение этого дамоклова меча стало полной неожиданностью, но…

Напомним, что еще в июле прошлого года Министерством образования и науки Российской Федерации был обнародован список филиалов, которые нуждаются в реорганизации. В их числе оказались прежде успешно проходивший правительственный мониторинг филиал БФ УрГЭУ и филиал «Пермского национального исследовательского университета» (именно так, без уточнений).

При этом показатели «экономистов» оказались немного лучше, чем у их коллег. И все же реорганизуемым заведениям было рекомендовано прекратить набор абитуриентов и до 30 июня 2016 года завершить реорганизационные мероприятия.

Но – поволновались и перестали. Еще в июне прошлого года в социальных сетях можно было найти благодушные сообщения наподобие: «Что панику-то развели? Учитесь, вас же сейчас никто не выгоняет. Филиалы не первый год в списках неэффективных, никто еще ничего не закрыл». А в декабре на смену им пришел то ли горько-ироничный, то ли насмешливый призыв: «В училища и технари! Рабочие специальности в дефиците, а экономистов и юристов – как собак развелось. Кто за станками на заводах стоять будет?»

По словам одного из учащихся березниковского филиала, о грядущем конце заведения стало известно в ноябре. А уже 3 декабря состоялось организационное собрание, на котором студентам сообщили – вот вам, как в тестах, четыре варианта развития вашего будущего на выбор – будьте любезны определиться за две недели. Одна из студенток, проходивших обучение на втором курсе и ныне собирающихся продолжать учебу, несмотря ни на что, поведала нам об этих вариантах:

– Декабрьское собрание, на котором нам предложили альтернативы, проводил представитель комиссии – человек из Екатеринбурга. К этому моменту было ясно, что ты ничего здесь изменить не можешь, поэтому принимаешь все происходящее как есть. Конечно, была группа людей, которые вели себя агрессивнее и разговаривали некорректно. Ведущему собрания приходилось держать оборону.

Четыре альтернативы, которые нам предложили: перевод в головной вуз, перевод на дистанционное обучение, переход в третий вуз и, наконец, если вы не принимаете решения, можно вовсе бросить обучение.

Я подала заявление на дистанционное обучение. Пока подробных организационных встреч на эту тему еще не было – как я понимаю, сейчас проходит период формальностей – нужно выехать из одного здания, осесть в другом помещении. Поэтому я слабо представляю себе, как будет проходить обучение, но попробовать интересно. Насколько я поняла, это будет онлайн-обучение: нам будут даны лекции, которые мы сможем прослушивать дома или приходить в аудиторию сдавать тесты или экзамены по «скайпу».

– Будет ли дистанционное обучение полноценной и равноценной заменой очному образованию?

– В это не очень верится, хотя, как нам сказали, преподавательский состав будет полностью екатеринбургским.

Вообще, как мне кажется, дистанционное обучение лучше всего подходит для людей сверходаренных, которым достаточно дать литературу и они разберутся со всем самостоятельно. Мне же было приятнее общаться с преподавателями вживую, а какое обучение ждет нас сейчас – не знаю.

И все же интерес к новому виду обучения не перекрывает печали от расставания со «старым» БФ УрГЭУ.

– Люди хотели работать. Я много разговаривала с преподавателями и видела, что сильные, грамотные специалисты были растеряны – куда идти, ведь никто всерьез не воспринимал угрозу закрытия филиала, все надеялись, что все наладится. Жаль, что расходится такой штат – пусть многие из них уже нашли место в других учебных заведениях. К тому же, мне нравилось здание – хороший ремонт, хорошие аудитории, и жаль, что такое хорошее место, скорее всего, превратится в очередной бизнес-центр. Что же, приоритет сделан в пользу бизнеса, а не обучения.

В ОТСТАВКЕ
Андрей Борисович Тимохин, кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук и директор филиала УрГЭУ, уволился из учебного заведения в конце ноября. Сейчас он рассказывает о себе как о пенсионере, который, подобно герою одной из пушкинских повестей, «вышел в отставку, уехал в деревню и с тех пор оттуда не выезжал». Его позиция относительно причин закрытия филиала не менялась со времени первых настораживающих новостей о результатах мониторинга.

– Государственная политика направлена на сокращение вузовского образования в целом, в первую очередь, за счет специальностей гуманитарного цикла. С этой точкой зрения можно соглашаться или нет, но логика понятна, и министерство последовательно проводит эту политику.

Мы же попали под замес, несмотря на то, что по мониторингу у нас показатели лучше других филиалов. У того же БФ ПГНИУ показатели были хуже – однако за них бьются, и, дай Бог, они уцелеют. Хотя, честно говоря, ни у кого нет гарантий. Нас закрывают, и головной вуз не решается нас защитить.

Я был категорическим противником того, чтобы филиал закрывали, причем так поспешно, посреди учебного года. Никаких внятных аргументов, почему это надо было сделать, от руководства я не услышал и открыто выступал против этого решения, но остался в меньшинстве и в итоге уволился.

– Будущее образования и науки – явно не приоритет политики властей сегодня, – подытожил бывший директор березниковского филиала УрГЭУ. – Я с осторожным пессимизмом смотрю на будущее науки и образования. Наиболее подготовленная молодежь из города станет уезжать, и эта тенденция будет только нарастать. Дело даже не в том, что население города за 25 лет уменьшилось на четверть. Самая большая беда в негативной селекции – уезжают самые подготовленные: лучшие выпускники школ, способные поступить в московские, питерские вузы, предприниматели, врачи. Тенденция – факт, но в какой степени мы готовы на нее реагировать?

Сдержанно Андрей Борисович отнесся и к идее дистанционного обучения. По его словам, полноценной альтернативой очному образованию дистанционное обучение не является, хотя в сложившейся ситуации для многих студентов оно может стать разумным и приемлемым выходом.

– Надо помнить, что научить можно только того, кто хочет научиться – это очевидно. Можно учиться в лучшем вузе на дневном отделении и быть набитым дураком. Но можно заработать приличный профессиональный капитал, учась дистанционно.

День российской науки – прекрасный повод лишний раз задуматься о состоянии науки и образования в нашей стране. К счастью, за будущее мировой науки волноваться рано – науке вообще свойственно не иметь гра-ниц. Двигать человечество вперед могут люди любой развитой страны, с должным уважением относящейся к интеллекту. Хотелось бы, чтобы такой страной была и Россия.


Опубликовано: «Неделя.RU» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


наука