Прививка страхом

Текст: Татьяна Тихомирова

Березниковские родители массово отказываются прививать своих чад от гриппа. По улицам ползут нехорошие слухи об опасности этой процедуры именно в этом году. Врачи переживают за судьбу кампании по вакцинации.

Как там пелось в старой детской песенке про прививки: «Я уколов не боюсь, если надо, уколюсь»? В этом году это точно не про Березники. По прогнозам медиков городской детской больницы, учреждения, непосредственно занимающегося вакцинацией березниковской ребятни, в этом году процент детей, получивших прививку от гриппа, непременно будет ниже, чем в прошлом, и существенно меньше, чем было запланировано. По словам Эльвиры Рыбиной, заместителя главного врача городской детской больницы по лечебной части, если в прошлые годы речь шла о массовой вакцинации более 70% школьников, то на данный момент «уколото» только около 63% учеников. Схожая ситуация складывается в дошкольных учреждениях города, прививки поставлены 65% малышей. От прививок отказываются даже те семьи, которые раньше охотно давали согласие на бесплатную вакцинацию наследников. Сколько «отказников», посчитать несложно: город получил 16500 доз вакцины, но привито на момент написания статьи 10 484 березниковских ребенка.

КОРНИ ОТКАЗОВ
Причина массовых отказов от вакцинирования известна. На слуху печальная история, в каждую главу которой вплетено пресловутое слово «прививка»: несколько недель назад в Березниках произошла трагедия – умерла девочка по имени Оля. Ей было четыре года и десять месяцев. СМИ напрямую связали смерть ребенка и то, что незадолго до нее девочке была сделана прививка от гриппа. Среднестатистический заголовок выглядел приблизительно как «В Березниках после прививки от гриппа умер ребенок». А ведь через эту процедуру ежегодно проходит большая часть березниковских школьников и дошколят. Понятное дело, родители запаниковали и решили не рисковать.

Напомним, что именно произошло. 10 ноября Оля захворала. На следующий день мама не повела заболевшую девочку в детский сад, а уже вечером пришлось вызвать «скорую помощь»: поднялась опасно высокая температура. Врачи прибыли, осмотрели ребенка, признаков опасного состояния не нашли, сделали укол и уехали. Утром, 12 ноября, ситуация ухудшилась, мама снова вызвала врачей. Но когда они прибыли, было поздно: девочка скончалась.

Смерть маленького ребенка – всегда ЧП серьезного масштаба. И журналисты связь между прививкой и смертью ребенка не с потолка взяли: мама малышки на телекамеру открыто заявила: по ее мнению, именно из-за этой медпроцедуры заболела, а впоследствии и скончалась ее дочка. К сожалению, связаться с убитой горем женщиной не удалось. Поэтому приводим версию мамы по ее рассказу тележурналистам. А сказано было следующее: 6 ноября мама подписала согласие на вакцинацию, 8 ноября была сделана прививка. Дальнейшие печальные события и их даты известны.

СЛОВО ВРАЧАМ
Другая версия произошедшего у березниковских медиков. Они утверждают, что прививка маленькой Оле была сделана фактически за три недели до смерти, 24 октября. Соответственно, и согласие мама подписывала не в ноябре. Можно, конечно, порассуждать на тему того, что врачи вовсе не заинтересованы в том, чтобы их призвали к ответу, тем более – в рамках кампании по вакцинации, и оттого скрывают правду. Но ведь явно все не так просто: наверняка есть в березниковском горздраве документы на вакцину, и в детсад она попала в определенный день, и привито больше одного ребенка, а значит, и пострадал не один человек.

Или нет?

Как рассказал «Березниковскому рабочему» заведующий санэпидотделом березниковского филиала ГЦСЭН по Пермскому краю Виталий Барламов, в детском саду №90, что в Усольском микрорайоне, который посещала девочка, той же самой вакциной и в то же время привито порядка 80 детей. Все живы и вполне здоровы.

Нет ли в произошедшем вины врачей «скорой», было ли сделано все возможное – уже другой вопрос. Главный врач городской станции «Скорой помощи» Андрей Соседков от официальных комментариев предпочел воздержаться. По крайней мере до того момента, пока не будут озвучены данные следствия.

Кое-что, благодаря его более разговорчивым коллегам, прояснить удалось. В частности, не раз возникавший в дискуссиях на тему этого происшествия вопрос: почему медики не предъявят общественности запись звонка мамы в диспетчерскую «скорой»? Тогда сразу можно будет снять и вопрос о том, как быстро врачи прибыли на место, и что именно они услышали от сделавшей вызов мамы ребенка, и что услышала от них мама. По словам медиков, такой записи нет. Дело в том, что перепуганная женщина звонила не на диспетчерский пульт службы «03», а по номеру фельдшерского пункта, который находится в микрорайоне. Конечно, журнал звонков ведут и там. Но только его.

Также медики поведали, что на момент поступления вызова бригада находилась в Березниках, приехала на место за 14 минут, но не просто опоздала. К моменту прибытия врачей, по их версии, девочка была мертва уже 30 минут.

А бригада, накануне побывавшая в той же квартире, действительно не выявила у малышки никакого особо серьезного состояния. «Просто захворавший ребенок. В это время года городская «скорая» по двадцать подобных вызовов ежедневно получает, и, конечно, госпитализирует далеко не всех заболевших детей», – пояснил главный врач березниковской «Скорой» в одном из интервью березниковским телевизионщикам.

ВЫВОДЫ ДЕЛАТЬ РАНО
Начались масштабные проверки произошедшей трагедии. Этим занялись, прежде всего, специалисты местного отдела Роспотребназдора. Были проверены документы, в которых содержались сведения о том, когда ребенку была сделана прививка. Прошли проверки в детском саду и детской больнице, где хранилась вакцина. Нарушений не нашли. На местном уровне прошла иммунологическая комиссия, обсуждали этот вопрос и на краевом уровне. Прошедшая около двух недель назад в Перми комиссия краевого Министерства здравоохранения по расследованию детской смертности, на которой присутствовали специалисты самого разного профиля, включая главных краевых педиатра и инфекциониста, подтвердила выводы березниковского Роспотребнадзора: связи между прививкой и смертью ребенка не выявлено.

Ищут виновных и следственные органы: дело возбуждено по второй части 109 статьи УК РФ (причинение смерти по неосторожности), им занимается следователь Следственного управления Следственного комитета Российской федерации по Пермскому краю Николай Малишевский. По его словам, пока рано делать любые выводы. Особенно те, что так легко позволили себе широкая общественность и журналисты, бездоказательно называя прививку причиной смерти девочки. Он же подтвердил, что да, по документам инъекция была действительно сделана 24 октября, задолго до инцидента. Но, опять же, и в детском саду, и в группе, которую посещала Оля, вакцинация проводилась в разные дни. В том числе и в тот, что называла мама малышки, что наводит на размышления. Назначены все необходимые экспертизы, в том числе – на вирусы, которые присутствовали в организме ребенка. Именно эти тесты должны подтвердить или исключить вероятность того, что прививка сыграла главную роль в трагедии. Врачей «скорой помощи», прибывших на вызов, еще будут допрашивать, так что вопрос их вины или невиновности в произошедшем для следствия также остается открытым.

ЧЕМ КОЛОЛИ
Какой вакциной привили Олю? Заместитель главврача городской детской больницы по лечебной части Эльвира Рыбина рассказала «Березниковскому рабочему», что вакцинация была проведена препаратом «Гриппол плюс» серии 120913. Препарат популярный, российского производства, разрешен к использованию для малышей возрастом от полугода и старше. Закупка вакцины производилась краевым министерством, 22 октября ее завезли в город, 23 октября врачи стали получать препарат со склада, с 24 числа того же месяца начали вакцинировать малышей - детсадовцев, ведь школьники были на каникулах. Другие вакцины в Березниках не использовались.

Совсем крох и ребятишек старше трех лет прививают немного поразному, малышек в два этапа малыми дозами, достигших трех лет – однократно и полной дозой. Прививки этим препаратом той же серии получили более 8 000 березниковских ребятишек, осложнений не выявлено. Впрочем, когда речь идет о вакцинах, врачи вообще стараются не употреблять слово «осложнение», считая его не вполне верным, а говорят о «реакции на препарат».

– Это да, случается. И зависит от состояния здоровья и особенностей организма каждого ребенка – кто-то переносит прививку без всяких реакций, у других может подниматься температура, развиваться болезненность в месте укола, – разъяснила нам Эльвира Рыбина. Она же рассказала и о ситуации с согласием на проведение вакцинации. По ее словам, родители могут подписывать его заранее, далеко не всегда известна точная дата, когда будет сделан укол. Ее внесут в документы уже медики. Родительское согласие на вакцинацию требуется, если ребенок еще не достиг 15-летнего возраста. Подростки старше этого порога могут самостоятельно давать согласие на медицинское вмешательство этого типа. Уже данное согласие на прививку чада можно отозвать, если возникли сомнения. Может быть, ту вакцину, которая была введена Оле, неправильно хранили? Эльвира Рыбина категорически отрицает такую возможность. По ее словам, 14 ноября, в связи с произошедшей трагедией, березниковский Роспотребнадзор проводил необходимые проверки и в детском саду, и в хранилище иммунобиологических препаратов больницы. Рыбина утверждает, что нарушения в хранении вакцины невозможны и при перевозке: в каждый контейнер с препаратами помещен специальный термоиндикатор, который покажет, если температура хотя бы раз выходила за пределы норм хранения. «И эта вакцина не будет допущена к использованию, это просто невозможно», – подчеркивает Рыбина.

ГОВОРИТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
Мы отправили запрос производителю вакцины, московской компании НПО «Петровакс фарм» и получили ответ, согласно которому за пять лет применения «Гриппола плюс» не зарегистрировано ни одной смерти, связанной с применением препарата. К тому же производитель уверен, что вакцина не может вызывать инфекционное заболевание гриппом, потому что не содержит живых вирусов. Кроме того, представители «Петровакс фарм» утверждают, что какие-либо реакции на прививку их препаратом возможны только в течение 3-5 дней после инъекции. Поэтому, если инъекция была сделана маленькой березниковчанке действительно 24 октября, вопрос о роли вакцины в ее болезни и смерти вроде как снимается. Так же представители «Петровакс фарм» сочли нужным упомянуть, что не получали никаких сообщений, кроме нашего, о вероятных реакциях на вакцинацию «Грипполом плюс», в том числе серии 120913, а на территории страны было введено около миллиона доз вакцины этой серии.

От чего и по чьей вине семья потеряла ребенка, пока остается без ответа.

Кампания по вакцинации населения от гриппа, согласно официально обнародованной Роспотребнадзором информации, уже завершена в 49 субъектах страны, в том числе и в нашем городе. Привито в общей сложности 36,8 миллиона человек, что составляет больше четверти от общего населения России. 12,5 миллиона из общего числа привитых – дети. В целом по стране «прививочный план» выполняется, в частности, по детской вакцинации он закрыт уже практически на 98,6%.

Правда, в перепуганные Березники, в которых тоже завершилась массовая вакцинация, до таких цифр даже близко не дотянули. Все же прививка от гриппа не является обязательной, а тут еще такая история с непонятным началом и страшным концом. В споре о пользе и вреде противогриппозных прививок сломано слишком много копий, хватает мнений разных и глубоко противоположных. Они общеизвестны. Но так или иначе, официальная медицина настаивает на том, что болезнь куда опаснее возможных последствий вакцинации, и заметный эффект от этих ежегодных прививочных кампаний есть. Поверим?


Источник: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Илл.: rufox.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


здравоохранение