Картошка из Африки

Текст: Андрей Матлин

О голоде речь, конечно, не идёт. Но ведь обидно: в картофельном крае, где картошку даже решили сделать брендом, цены на «второй хлеб» как обезумели. Краевые антимонопольщики начали проверку по поводу обоснованности ценового роста на картофель, пообещав нашей газете вынести вердикт к середине февраля. Тем временем с мини-рынков Перми практически исчезли крестьяне, которые раньше бойко торговали собственным урожаем овощей.

Ко всему прочему, в прошлые выходные были перебои с картошкой в торговых сетях. Посему у многих на устах немой вопрос: что будет с «овощем номер один» в дальнейшем?

ВЫРУЧИЛИ КИОСКИ
Действительно, посетители некоторых магазинов «Виват» в прошлые выходные изрядно поволновались. Ещё в конце прошлой неделе картошка в них имелась – хотя и дорогая. Например, в супермаркете на ул. Островского 2,5 килограмма корнеплодов из Антошкино, произведённых прикамским ООО «Беляев», предлагали купить за 125 рублей. Покупательницы раздражённо ворчали: «Отдавать полсотни рублей за килограмм? За что? Качество – не ахти… За расфасовку и «помытость»? Всё равно у импортной картошки отходов меньше».

Но уже в субботу ёмкости, где лежала антошкинская продукция, опустели. Кто-то зло пошутил: «Торговцы отреагировали на проверку антимонопольщиков». Люди встревожились: до этого, практически сразу после новогодних праздников, на местные мини-рынки перестали приезжать крестьяне, которые раньше наперебой предлагали картошку, выращенную собственными руками. Один из них один раз всё же появился, но без картофеля, привёз только квашеную капусту. На все вопросы улыбался: «Позже подвезу. Когда дороги расчистят. А вообще-то президент Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств сказал, что к весне картошка до ста рублей подорожает».

Однако паники в отдельно взятом микрорайоне не произошло: выручили ларьки. А вот если бы ещё и их изничтожили как «класс», в угоду «большим» магазинам, как планировали ранее влас­ти…

Обойдя киоски, определяем: стоимость картошки в них варьируется от 38 до 40 рублей. В одном на ценнике встречаем 35 рэ. Продавщица Зуля так объясняет дешевизну бардымской картошки: «Хозяин стал сам по деревням ездить, плюнул на оптовиков».

На центральном пермском рынке, по словам заместителя директора ЗАО «Центральный рынок» Веры Артемихиной, никакого опустения в рядах торговцев овощами не наблюдается. Цены на картофель варьируются от 30 до 50 рублей. Правда, определить, где вырос тот или иной овощ, здесь затруднительно – продукция в основном закупается на оптовом рынке в Заостровке, а не привозится крестьянами из сёл.

Впрочем, выходные закончились, и уже в понедельник магазинные полки вновь наполнились корнеплодами – теперь крупными и красивыми, как на подбор. И уже по 42 рубля 80 копеек. На ярлыках на сетках мелкими стыдливыми буквами написано: «Голландия». Смайлик пермской картошки здесь больше не улыбается.

СИЛОВОЙ ПРИЁМ
В Управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю, как известно, начата проверка по поводу обоснованности повышения цен на картофель. Инициировать её помогли активистки-пенсионерки, привлечённые в «единороссовский» проект «Народный контроль» – ведь чтобы антимонопольщики занялись чем-либо, нужны жалобы от людей.

По словам начальника отдела на товарных рынках регионального УФАС Аллы Лебедевой, сейчас они ждут ответов на запросы, посланные производителям и торговцам, а также чиновникам краевого минсельхоза. По её словам, окончательное решение они рассчитывают принять к середине февраля. Но есть ли у антимонопольщиков реальные «рычаги воздействия» или нам в очередной раз популярно объяснят, что цены диктует рынок?

Алла Лебедева сообщает, что они будут исследовать, нет ли признаков картельного сговора, какие были предпринимателями понесены затраты, какой получен доход, и если прибыль окажется гораздо больше прошлогодней, то это уже повод заподозрить злоупотребление на рынке. Нарушения, если их установят, могут караться очень жёстко – от рядового вынесения «предписания об устранении» до штрафа в размере от 1% до 15% годовой выручки, но не менее 100 тысяч рублей. Только вот удастся ли эти нарушения установить?

Как говорит Алла Лебедева, в минсельхозе устно уже посетовали, что в некоторых хозяйствах картошка закончилась ещё в декабре.

Действительно, засуха для нас не прошла даром: по данным минсельхозовцев, урожайность картофеля в хозяйствах края упала предыдущим летом почти вдвое – до 108,7 центнера с гектара против позапрошлогодних 201 ц/га. Правда это только в хозяйствах. Сколько картошки удалось крестьянам вырастить на личных подворьях, где всё же её можно было поливать, по большому счёту, никто не считал – ведь курс у нас взят на поддержку крупных производителей. И чиновники теперь хвалятся, что отдельно взятые картофелеводческие хозяйства у нас сейчас по размерам гораздо крупнее мелких голландских. Но только те же чиновники неохотно признают: в сельхозпредприятиях сейчас выращивается лишь около 5% всей картошки. Остальная растёт себе как раз на приусадебных и дачных участках селян и горожан. В так называемые застойные годы это соотношение было иным – примерно 50% на 50%.

РАНЬШЕ – ТУДА, ТЕПЕРЬ – ОТТУДА
Если и впрямь те, кто торгует собственным урожаем картофеля, хотят придержать его до весны и продать по сто целковых, то зря надеются. «Такая цена вряд ли будет, – сомневается заместитель директора социологического агентства «Свои» Алексей Мезрин. – В конце концов, она упрётся в возможности покупательского спроса, люди попросту переключатся на другие продукты питания. Ещё осенью мы прогнозировали ценовой предел на картошку в 40–50 рублей за килограмм, теперь он почти достигнут, хотя какой-то рост ещё возможен».

По мнению Алексея Мезрина, сдерживающим фактором выступит и произошедшее снятие пошлин на ввоз картофеля из-за рубежа, где он не дорожает. Помимо традиционных «картофельных» Голландии, Египта и Польши хорошие урожаи нынче были получены в Израиле и Китае.

И всё же, согласитесь, обидно: живём в регионе с наиболее оптимальным световым летним днём для выращивания картофеля, а картошку вынуждены есть в буквальном смысле из Африки. Не утратим ли едва приобретённый статус «картофельного» края, даже если не будет больше засушливого лета?

Депутат Законодательного собрания края, бессменный председатель колхоза «На страже мира» Александр Драницын говорит: «Нынешняя ситуация, бесспорно, во многом вызвана засухой. Но в перспективе – если будем ориентироваться только на отдельные единичные крупные картофелеводческие хозяйства, картошкой край не насытим, и уж тем более не сможем поставлять её, как раньше, на юг, в Среднюю Азию, наоборот, будем завозить отовсюду. Ведь в средних хозяйствах и в личных подворьях посевы картофеля из года в год сокращаются. Виной тому отсутствие системы закупок, которая раньше была. Когда мелкие оптовики, не имея нормальных хранилищ, закупают картошку по 3–6 рублей, выращивать её становится нерентабельно. В крае также хронически не хватает семенного картофеля. В краевой программе поддержки АПК, правда, предусмотрены субсидии на приобретение семян, но только для предприятий. Личные подворья остались за бортом».

Что ж, похоже, остаётся уповать только на создателя – если не нашлёт на нас суховеи этим летом, снова в магазинах увидим смайлики с изображением пермской картошки. Вот только всё ли сделано у нас для того, чтобы они улыбались нам круглый год, а не время от времени?

ЯЗЫКОМ ЦИФР
По данным пермского сайта sledizacenami.ru проекта «Народный контроль», 15 января минимальная отмеченная цена на картофель в Перми была 27,5 рубля, максимальная – 34,6. По сравнению с данными от 31 декабря прошлого года минимальная и максимальная цена увеличились на 11,7% и 16,7%.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


цены на продкты