Ничего личного, только бизнес

Текст: 
Ян Арт

Если вы хотите работать в информационном поле – не слушайте того, что вам говорят ваши читатели. Не читайте письма возмущенных и комментарии недовольных. Иначе с вами случится то же, что с Марком Твеном, решившим баллотироваться в губернаторы. Через какое-то время вы узнаете, что вы «Гнусный Клятвопреступник, Монтанский Вор, Осквернитель Гробниц, Белая Горячка, Грязный Плут и Подлый Шантажист».

Да и в конец концов – зачем читать комментарии к собственным, с позволения сказать, «высокохудожественным» произведениям? В конце концов, как гласит старый анекдот, чукча не читатель – чукча писатель.

Недавно - был грешен – почитал комментарии к авторским колонкам на Bankir.Ru. Оставим за скобками тоскливо-привычное «о чем хотел сказать автор?», «много букв – не осилил», «судью на мыло» и не менее тоскливо-однообразную ловлю блох («в статье ошибка!», «безобразие!», «опечатка» какой бред!») И помимо этой тоски интересная тенденция намечается. Примерно как у лошадей. Некоторую часть читателей существенно беспокоит попытка снять шоры. Она (эта самая часть) начинает беспокойно ржать, пускать слюну и нервно стучать копытом. А суть звучит примерно так: «зачем писать на небанковские темы?», «какое это отношение имеет к профресурсу?» «Почему авторы пишут не о банках?». Один пылкий сибирский юноша жалуется: «Хочется читать что-нибудь полезное, а не пустые разговоры о дружбе и романтике». Другой возмущается: «Отставка московского мэра продолжала оставаться главной темой произведений российских журналистов на минувшей неделе. В нашей деревне тоже так - вечерами тихо лишь до тех пор, пока какая-нибудь собака не найдет предмета для разговора». И, наконец, – «причем тут банки?».

Заметки о смене мэра Москвы некоторые наши читатели отнесли к числу «не имеющих отношение к банковской тематике». И вот это очень забавно.

Что является «банковскими темами»? Правила заполнения приходного ордера? Технология заполнения платежки? Тонкости в понимании миллионной инструкции ЦБ, который плодовит как крыса в трюме зернового сухогруза? Безусловно. Однако как заметил г-н Ленин, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Не получится. И то, как и чем будет жить российский банкинг в пресловутой жизни после кризиса, запланированной на 2011 год, определяется не ордерами и инструкциями. И даже не ставкой рефинансирования, которая есть «вещь в себе», далекая от реального банковского бизнеса как кизлярское бренди от Мориса Хеннесси.

Определяться все будет самой жизнью, включающей ту самую пресловутую отставку московского мэра.

…На улицах Москвы стоят гордые бульдозеры. И – остатки многочисленных киосков, снесенных ковшом новой власти. Конец лужковщине. Заодно – конец сотням малых и маленьких бизнесов. Которые брали десятки малых и маленьких кредитов. Которые им выдавали или собирались выдавать разные – малые, средние и большие – банки. И десятки бизнес-планов – в урну. Ничего личного – только бизнес.

…По «стройкам века» - разборки. Правильно строят или неправильно. Честно – нечестно. Все эти стройки кто-то кредитовал, финансировал, обслуживал их расчеты. Эти «кто-то» – банки.

…В сотни малых компаний заходят «представители арендодателя». Приказ сверху – повысить арендную плату в муниципальном фонде. Все эти арендаторы имели какие-то планы, расчеты. Часто связанные с кредитами. В урну.

…В АРБ спешно встречаются с представителями рекламных компаний. Ходит слух, что цену на наружнюю рекламу повысят в шесть раз. Треть «наружки» - банки. Маркетинговые бюджеты – коту под хвост. Ну, или той самой лошади, которая не хотела смотреть по сторонам.

Козьма Прутков как-то сказал: специалист подобен флюсу, растет только в одну сторону. И, как ни странно, именно это приводит «специалистов» к закономерному выводу: «Наше дело – сторона»…

Сегодня в казенных и околоказенных кругах активно обсуждают проекты документов под названием «Стратегия развития банковского сектора на период до 2015 года». Конечно, много внимание уделяется сугубо «банковским темам». Вариантам решения проблемы с мобильной коммерцией. Адаптации банкинга к требованиям закона о защите персональных данных. Работе банков в условиях изменения стандартов банковской деятельности. Только стратегия ли все это? Или – что-то вроде знаменитых схем кадета Биглера?

«Схемы и планы битв ничем не отличались друг от друга. Позиции одной воюющей стороны кадет Биглер обозначил пустыми клеточками, а другой - заштрихованными. На той и другой стороне был левый фланг, центр и правый фланг. Схема битвы… напоминала футбольное поле, на котором еще в начале игры были расставлены игроки. Стрелки же указывали, куда та или другая сторона должна послать мяч… Биглер еще больше покраснел и нервно заморгал; казалось, он собирается заплакать…

Словно лунатик, он отворил дверь уборной, засопел, начал всхлипывать и горько расплакался. Потом спустил штаны и стал тужиться, утирая слезы».

Пока неясно, как будут тужиться авторы многочисленных банковских стратегий. Неясно также, придется ли им утирать слезы. Но ясно одно: стратегия - штука такая, шор не любит. Так что придется ревнителям чистоты «банковских тем», как доморощенным, так и восседающим в президиум хоть немного в новом году обратить внимание на то, что происходит в стране. Иначе – никаких «профресурсов» не хватит. Ни в прямом, ни в переносном смысле.


Автор – финансовый обозреватель, главный редактор портала Bankir.Ru, специально для «Иной газеты»

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова