Большой мир в России за калий во всём мире

…У Сулеймана Керимова, который, вроде бы, начал контролировать березниковский «Уралкалий» и соликамский «Сильвинит», суд одного средиземноморского острова арестовал активы. В том числе, ту небольшую часть акций «Уралкалия», которые Керимов контролирует официально. А у Дмитрия Рыболовлева – развод и девичья фамилия плюс покупка небольшого пакета акций банка на том же острове в Средиземном море. После этих сообщений на околокалийном информационном поле наступило затишье.

Затишье было достаточно длительным, по меркам современных информационных баталий – почти что полный мир и согласие. Причём в этот же самый затишный период и в самом деле был объявлено замирение заклятых партнёров последней пятилетки – «Уралхима» и «Фосагро». Которые к хлористому калию, на первый взгляд, отношения не имеют, но на второй – очень даже имеют, поскольку являются потребителями этого самого хлористого калия. Про всяческие политические игрища, с экологическим и местно-самоуправленческим уклоном, в которых азартно поучаствовали и «Уралкалий», и «Уралхим», и «Фосагро», и – в своём Новгороде – «Акрон» (в наших палестинах в стороне остался разве что «Сильвинит»), не будем даже вспоминать, здесь, чтобы отделить экономические мотивы от дилетантско-политтехнологических, требуется писать диссертацию.

Но ничто не вечно. Как в «цитадели «Уралкалия» (которую ещё недавно иногородние медиа обзывали «вотчиной Рыболовлева», но уж «вотчиной Керимова», будем надеяться, называть не станут) подошёл к логическому концу период «режима «Березниковского характера», так и на рынке хлористого калия пришло время новых информационных потрясений. Сразу два значимых для мирового калийного рынка обстоятельства стали информационными поводами в российском медиа-пространстве в последние два дня, а, пожалуй, что и вчера.

СЛИВАЙСЯ!
Первое обстоятельство было давно предсказано. Не спрогнозировано, а именно предсказано. Разумеется, в медиа, но со ссылкой на источники. Причём, что занятно, на источники, имеющими прямое отношение к бывшему собственнику «Уралкалия» Дмитрию Рыболовлеву (что по-прежнему позволяет задаватья вопросом: а не хитроумным ли Дмитрием Евгеньевичем затеяна вся история с продажей контроля над калийными компаниями ?). Это обстоятельство – слияние березниковского «Уралкалия» и соликамского «Сильвинита» под общим руководством Владислава Баумгертнера, который при Дмитрие Рыболовлеве возглавлял «Уралкалий», затем запланировано (ещё при Дмитрие Рыболовлеве) покинул эту должность, а затем возглавил «Сильвинит» (когда Дмитрий Рыболовлев продал контроль над «Уралкалием» и, по до сих пор неподтверждённым сведениям, блокирующий пакет акций «Сильвинита»).

«Не прошло и полгода! «Уралкалий» составил план «военных» действий, - сообщил вчера портал URA.ru, и пояснил. - Намечены сроки слияния с «Сильвинитом», определена политическая стратегия»:

«Во-первых, - сообщает екатеринбургский ресурс со ссылкой источник, знакомый с ситуацией, - наметились сроки грядущего слияния. Планируется, что процесс будет проходить в течение зимы. 5 октября акционеры ОАО «Сильвинит» на внеочередном собрании утвердили на посту генерального директора компании Вячеслава Баумгертнера, который ранее был гендиректором «Уралкалия». Сразу после этого прошел целый ряд совещаний с участием директоров обеих компаний, на которых, как говорят источники, утверждалась структура будущего калийного гиганта. Предполагается, что основной управленческий костяк составит топ-менеджемент «Уралкалия», а управлять объединенной компаний, как и планировалось, будет Баумгертнер.

Правда, некоторых топ-менеджеров «Уралкалия» перемены все же коснутся. Например, часть своих полномочий может утратить нынешний вице-президент компании Михаил Антонов. Антонов работает в «Уралкалии» с марта 2008 года и отвечает за стратегическое развитие компании. Также в зону его ответственности входит взаимодействие с губернатором Прикамья Олегом Чиркуновым. До прихода в «Уралкалий» Антонов занимал различные руководящие должности на государственной службе и в бизнесе. В частности, работал вице-премьером в правительстве края, курируя экономический блок. Новые собственники - москвичи Керимов, Несис и Гальчев – не видят надобности в пермяке-посреднике между главой региона и бизнес-структурой. Москвичи до мозга костей, они планируют решать все вопросы с главой региона «сверху», из столицы».

Кроме того, в тексте речь идёт о планах «Уралкалия» сохранять «политическое влияние» в Березниках (обойдёмся без комментариев на сей счёт) и вмешаться в предстоящие местные выборы в Соликамске (кто бы сомневался) на стороне действующего соликамского мэра Сергея Девяткова.

Тут, с учётом недавних перемен и перераспределения обязанностей в менеджменте «Уралкалия», можно предположить, что под «источником, знакомым с ситуацией» екатеринбургский портал подразумевает нового директора компании по работе со СМИ Алексея Сотскова, выходца из журналистских кругов как раз Екатеринбурга.

Кстати, Березники в этой публикации называются уже не «вотчиной Рыболовлева» (что категорически не верно, не имеют отец и прочие предки Дмитрия Евгеньевича отношения к Березникам), а «вотчиной «Уралкалия» (что, скрепя сердце, следует признать за приблизительно корректный термин).

ДАЁШЬ КАНАДУ!
Ещё интереснее, можно даже сказать, сенсационнее выглядело вчерашнее сообщение московской газеты «Ведомости»: «Фосагро» решила составить конкуренцию BHP Billiton. Как стало известно «Ведомостям», она тоже хочет приобрести крупнейшего в мире производителя калийных удобрений — канадскую Potash Corp. Отсутствие денег на сделку «Фосагро» не пугает. Она уже попросила премьер-министра Владимира Путина помочь с привлечением средств:

«О желании «Фосагро» побороться за Potash говорится в письме председателя совета директоров российской компании Владимира Литвиненко Путину от 20 октября (копия есть у «Ведомостей»). Potash — «суперликвидный актив». Его покупка позволит России контролировать более 70% мировой торговли калийными удобрениями и «быть серьезным геополитическим инструментом для руководства страны», пишет Литвиненко. Калий — стратегически важный агрохимический продукт, отмечает он. В будущем его роль в обеспечении высокой урожайности будет только возрастать. «Поэтому контроль над этим ресурсом может рассматриваться в качестве одного из необходимых элементов государственной продовольственной безопасности», — приводит аргументы в пользу сделки Литвиненко.

Литвиненко пишет, что ему «хорошо известны должностные лица канадского правительства, принимающие решения по данному вопросу, а также руководство компании». И те не против альянса с Россией по обеспечению мира калием. Более того, «Фосагро» уже предварительно договорилась с «банковскими структурами Канады о выделении на эту сделку до 50% необходимых средств». Остальное нужно привлекать у российских банков, пишет Литвиненко. О какой именно сумме идет речь, а также какова может быть структура сделки, он не пишет. Литвиненко лишь указывает, что продажа Potash «Уралкалию» или «Сильвиниту» «считается маловозможной» из-за антимонопольных ограничений. А вот если выбрать для переговоров «Фосагро», таких рисков не будет — у компании нет калийных месторождений. Если сделка состоится, получится лидер в производстве калийных и второй производитель фосфорных удобрений, подчеркивает Литвиненко.

В завершении письма Литвиненко просит у Путина разрешения на такую сделку. И при положительном ответе — поручения российским банкам рассмотреть возможность предоставления средств «Фосагро». Предварительные переговоры уже проведены со Сбербанком, указывает Литвиненко. Топ-менеджер госбанка говорит, что ему об этом ничего не известно.

Вчера Potash стоила $43 млрд. Один из возможных сценариев — слияние двух компаний, но все это только предварительные сценарии, рассказывает близкий к «Фосагро» источник…

…Сейчас главный претендент на Potash — BHP Billiton. Еще в августе она предложила выкупить акции канадской компании по $130 за штуку ($38,6 млрд за 100%). Совет директоров Potash отклонил предложение горнодобывающего гиганта, сочтя его заниженным. После этого BHP выставила оферту акционерам. Срок ее действия истекает 18 ноября. Федеральная комиссия США по торговле одобрила возможную сделку по покупке BHP Billiton Potash, а в среду решение должен принять канадский регулятор. В понедельник газета National Post сообщила, что Управление по капиталовложениям Канады рекомендовало одобрить сделку. Власти провинции Саскачеван (здесь расположена штаб-квартира компании) и еще четырех провинций призывают правительство заблокировать сделку, а совет директоров Potash для защиты от поглощения подготовил так называемую «отравленную пилюлю». Если кто-то приобретает более 20% акций компании, проводится допэмиссия и остальные акционеры получают право на покупку новых акций по льготной цене. «Независимо от того, что случится на этой неделе, должна быть сделана более выгодная заявка, не обязательно от BHP», — заявил Bloomberg аналитик Capstone Шахин Шах. К Potash присматривается китайская Sinochem — она предлагала индийской NMDC подать совместную заявку на приобретение компании. Литвиненко уверен, что оферта от нее будет.

Самостоятельно «Фосагро» из-за размеров бизнеса не сможет претендовать на поглощение такого гиганта. Скорее это пища для размышления государству, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Анна Куприянова. «Фосагро» может попробовать скооперироваться с финансовыми инвесторами, другими компаниями или самой Potash, считает аналитик «Ренессанс капитала» Марина Алексеенкова. А на собственные средства холдинг вполне может купить несколько процентов Potash, добавляет эксперт».

БОЛЬШОЙ МИР
Самое интересное в публикации «Ведомостей» это описание реакции правительства. Издание утверждает, что Владимир Путин переадресовал письмо председателя совета директоров «Фосагро» первому вице-премьеру Игорю Сечину. Которого называют главным двигателем не только калийного передела в России, но и большого замирения вообще в химической отрасли страны.

Здесь напомним, что ещё полгода назад отношения между предприятиями химической отрасли (в том числе, производителями минеральных удобрений и хлористого калия) напоминал войну всех против всех. По поводу экспортных пошлин, цен на сырьё, за месторождения, объёмы поставок и т.д., т.п. Включая детскую возню вокруг местных самоуправлений и информационных пространств. И вдруг наступил общий мир (самое публичное действо, повторим, это публичный отказ «Уралхима» и «Фосагро» от взаимных претензий). Как будто во двор, в котором дрались местные ребятишки, вышел большой дядя и сказал: ай-яй-яй, ну-ка все быстро помирились! Возможно даже, что и устранение Дмитрия Рыболовлева (по крайней мере, формально и публично) из этого сегмента преследовало эту же самую цель (из всех участников этой отрасли Дмитрий Евгеньевич и его компания выглядели самыми задиристыми). Фактически, то, что сейчас происходит в российской агрохимической отрасли, трудно назвать иначе как консолидацией… или подступами к консолидации. Пусть с сохранением различных собственников, но на условиях какого-никакого партнёрства.

Предложение «Фосагро» российскому правительству в этой связи выглядит не то продолжением обозначившейся политики самого правительства, не то попыткой опередить паровоз и возглавить процесс, которому нельзя противостоять.

В любом случае, как следует из публикации «Ведомостей», Игорь Сечин уже переадресовал упомянутое письмо Литвиненко Минпромторгу, Минэкономразвития, МИДу, ФСБ, ВЭБу и Сбербанку. Кроме того, МИДу, Минпромторгу, Минэкономразвития и ФСБ Сечин поручил провести консультации «с иностранными партнерами», чтобы подготовить предложения о покупке Potash. И Минпромторг уже разослал российским производителям удобрений письма с вопросом, не хотят ли они поучаствовать в покупке Potash.

Правда, пока у отечественных производителей предложение взять Канаду особого энтузиазма пока не вызвало. Так, председатель совета директоров «Акрона» Александр Попов в комментарии для «Ведомостей» сказал, что «его компания посоветовала Минпромторгу вкладываться в создание сырьевых компаний здесь». Напомним, что у «Акрона» и у «Еврохима» есть собственные проекты по разработке калийных месторождений, на территории России (в Верхнекамье, а у «Еврохима» ещё и в Волгоградской области). У «Сильвинита», даже после слияния с «Уралкалием», остаётся пока нерешённой задача освоения Половодовского участка Верхнекамского калийного месторождения, а перед «Уралкалием» в повестке дня стоит вопрос строительства Усть-Яйвинского рудника. Свои собственные проблемы решает и «Уралхим».

Тем не менее, очередная возникшая вероятность выглядит достаточно занятно. Следите, что называется, за бойницами.


Авторы – web-обозреватель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Фото с сайта www.photosight.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс