Бумажные надежды металлургов

Текст: Антон Пятница

Березнковские металлурги возлагают на отечественный авиапром большие надежды. Казалось бы вполне обосновано: на одном только международном авиасалоне «Фарнборо-2010» было заключено контрактов с российскими металлургами на общую сумму в 6 миллиардов долларов. Была представлена на выставке и продукция титановой корпорация «ВСМПО-Ависма», в частности прутки, листы, плиты, штампованные поковки, в том числе детали для авиалайнеров Boeing 787 Dreamliner и Sukhoi Superjet 100… На самом деле ситуация отнюдь не радужная.

Большинство заключенных контрактов останутся только на бумаге, - считает главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров (полный текст - здесь).

Изначально затраты на тот же проект Sukhoi Superjet 100 должны были составить 750 млн долларов. При этом по бизнес-плану в течение 15 лет, то есть за весь цикл производства этой модели, планировалось получить 2,7 млрд долларов чистой прибыли, выпустив 750 самолётов. На сегодняшний день на программу разработки Superjet 100 потрачено, по самым скромным подсчётам, порядка 3,5 млрд долларов. И этого оказалось мало. Вот сейчас «Сухой» просит у правительства России ещё порядка 20 млрд рублей. Соответственно, окупаемость этого проекта под большим вопросом. Даже выпустив 800 самолётов до 2025 года (как было заявлено в планах компании – авт.) можно будет выйти в ноль. О чистой прибыли можно будет вообще забыть.

Высокий спрос на самолеты Superjet 100 эксперт объясняет продажами по цене ниже себестоимости. Кроме того, известно, что «Аэрофлот» получит самолёты «Сухого» с большим дисконтом. То есть пока авиастроительство работает себе в убыток. Кто будет компенсировать разницу в цене? Скорее всего, опять государство.

Если проанализировать сообщения о заключенных контрактах на «Фарнборо», то из них только один обозначен как твёрдый контракт – с индийской компанией Kartika Airlines, а значит, все остальные – только предварительные соглашения. Но по утверждению Гусарова, Kartika Airlines – это малоизвестная компания, у которой имеется всего пять самолетов. И весьма сомнительно, что стакая маленькая компания смогла бы найти средства для увеличения парка самолётов в в десять раз. Откуда такие ресурсы?

Впрочем, «Сухой» уже не раз отмечался контрактами-пустышками. Уже обанкротились «Красноярские авиалинии», с которыми «Сухой» заключал контракт. Был заключен контракт с «Финансовой лизинговой компанией» - она тоже уже банкрот, заведены уголовные дела. На предыдущем авиасалоне был заключён контракт с венгерской «Малев», которая уже тогда находилась в предбанкротном состоянии. Все эти контракты заключались только на бумаге.

Есть правда еще и «Аэрофлот». Он заключил контракт на поставку Superjet 100 одним из первых. И, как уже было сказано, будет получать самолеты с большой скидкой. Кроме того, в контракте были прописаны очень жесткие условия по срокам поставки самолетов и техническим характеристикам лайнера. И уже не раз «Аэрофлот» взамен на отказ от штрафных санкций к «Сухому» получал от государства отмену таможенных платежей на ввоз иностранной техники. Таким вот образом Россия финансирует западный авиапром, поскольку «Сухой» не может поставить отечественные самолеты «Аэрофлоту». Более того, на данный момент характеристики Superjet 100 не соответствуют тем параметрам, которые прописаны в контракте с «Аэрофлотом». Это касается дальности полетов, экономики и многого другого. А значит, опять штрафные санкции к «Сухому», опять закулисные договорённости.

Сейчас ГГС заключил контракты с иностранными компаниями. И за такие же нарушения поставок, которые мы наблюдаем в России, в лучшем случае с компании смогут получить только неустойку. Но скорее всего, контракты не будут содержать жестких обязательств и выполняться просто не будут. Сегодня необходимо отрапортовать об успехах проекта, что, собственно, и делается. Более тог, по мнению эксперта, ни одна серьезная иностранная компания не будет подписывать с «Сухим» контракты до тех пор, пока разработчик не выполнит свои обязательства перед российскими заказчиками. Будет самолёт летать, подтвердит обещанные характеристики, вот тогда заказчики выстроятся в очередь. А пока...

А пока у Superjet 100 есть определенные проблемы с качеством производства и запуском в серию двигателей самолета. Кроме того, «Сухой» сегодня не может подтвердить первоначальные объемы производства самолёта Superjet 100. По бизнес-плану он должен был выпускать ежегодно по 70 самолетов. Но на сегодняшний день нет ни объёмов заказов, способных подтвердить такую серию, ни соответствующих производственных мощностей. Вероятно, именно по этой причине, выполняя свои обязательства перед французскими партнёрами по проекту двигателя SaM 146, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) лихорадочно пытается его пристроить на другие самолёты – Ан-148, Бе-200. Этот факт – самое красноречивое доказательство того, что в ближайшие годы мы не увидим «стаи» Superjet 100 в небе.

Конкурентов же у российского производителя самолетов предостаточно. Так на «Фарнборо» британская авиакомпания Flybe заключила контракт с бразильской компанией «Эмбраер» на поставку 140 самолетов Е175 на общую сумму 5 млрд долларов. Это есть ответ на вопрос о том, кому сейчас отдают предпочтение в Европе. Одними обещаниями российскому авиапрому никого не завлечь. Пока не будет самолёта, никаких реальных контрактов не будет. Единственный продукт гражданской авиации России, который может завоевать мировой рынок – это Ан-148. Этот российско-украинский проект находится в одной рыночной нише с Superjet 100. И у него неплохие перспективы хотя бы потому, что он уже выполняет регулярные рейсы в ГТК «Россия» и подтверждает свои характеристики в реальной эксплуатации. Но только после того как появится опыт эксплуатации и наберётся определенная статистика, можно будет понять, способен ли он составить конкуренцию на западных рынках. Другие отечественные проекты остаются проектами и обещаниями, не более.

Есть, конечно в России еще и МС-21? На днях малазийская Crecom подписала с «Иркутом» контракт на 50 самолетов на 3 миллиардов долларов. Но по мнению эксперта, МС-21 пока существует только на бумаге. Самого самолета ещё нет. И если же программа создания МС-21 будет продвигаться так же, как и SSJ 100, то в 2020 году можно будет рассуждать о возможных перспективах российского авиапрома на мировом рынке так же как и сейчас.


Публикацию подготовил web-корреспондент "Иной газеты – Город Березники"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


промышленность