Уроки религии: за и против

В июле прошлого года президент нашей страны Дмитрий Медведев официально заявил о том, что собирается поддержать инициативу Патриарха Кирилла – ввести в школьный курс изучение основ религиозной культуры. Апробация программ, находящихся сегодня в стадии активной разработки, начнется в 2010-2011 учебном году. Участие в эксперименте примут 18 регионов России. Пермский край пока чаша сия минула, однако повод для размышлений есть. За нашим заочным «круглым столом» собрались сторонники разных точек зрения, которых объединяет причастность к русской культуре и воспитанию подрастающего поколения.

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ГРАЖДАНИНА
В рамках учебного курса «Духовно-нравственное воспитание» (ДНВ) предполагается три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. По словам министра образования РФ Андрея Фурсенко, «обучение в рамках одного из этих модулей будет обязательным».

Авторы концепции духовно-нравственного воспитания школьников ставят перед собой глобальную задачу – приблизить расхристанного, лишенного ценностных ориентиров ученика к современному национальному воспитательному идеалу. По мысли разработчиков, на выходе из среднестатистической школы после введения уроков ДНВ должен получиться «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

У идеи преподавания в школе религии, выдвинутой иерархами Русской православной Церкви, сразу нашлась масса оппонентов среди представителей других конфессий и религий. Под лозунгами «Против клерикализации школы» выступают политики и правозащитники. Очевидно, утверждают противники нововведения, что РПЦ при помощи государства решила расширить свое влияние. Власть же хочет видеть свой народ покорным и послушным. Правозащитники высказывают опасения, что «принудительная религиозная самоидентификация равнозначна внедрению разделения и религиозной розни уже со школьной скамьи». Интернет-издания кишат обвинениями российской власти в моральном банкротстве и недальновидности.

ОЧЕРЕДНАЯ АФЕРА?
– Мне кажется, что идея с уроками религии – это очередная афера Министерства просвещения наподобие ЕГЭ, которая, кроме плевел, ничего не принесет, – соглашается с оппонентами соликамский литератор, обладатель Пушкинской премии, отец двух детей Алексей Лукьянов. – Во-первых, религия у нас отделена от светской власти, и не стоит церкви вмешиваться в светское обучение. Богу – богово, кесарю – кесарево. РПЦ нуждается в прихожанах – школа не обязана решать эту проблему. Что священнослужителям мешает открыть эти курсы при храмах? Во-вторых, за счет каких предметов будут вводиться уроки изучения основ религии? Не пострадают ли от этих новшеств учителя-предметники?

От автора: Представители Русской православной церкви предлагают ввести уроки «Духовно-нравственного воспитания» за счет изобразительного искусства, иностранного языка или литературного чтения. Между тем, как утверждают в министерстве образования, «речь о замене одного предмета программы на другой не ведется». Вопрос о том, на сколько часов в неделю будет рассчитана программа курса, пока обсуждается. Но уже ясно одно: предмет будет включен в школьную программу. Заметим, и без того довольно перегруженную.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ, А КАДРЫ?
– Будет ли предмет духовно-нравственного воспитания вводиться на всех территориях, покажет эксперимент, – говорит председатель Комитета по вопросам образования Сергей Злобин. – Мне кажется, перспективы у этого нововведения есть. Курс, направленный на духовно-нравственное воспитание детей, в школах необходим. В первую очередь, для того, чтобы дать ребенку возможность
признать общечеловеческие ценности, познакомиться с религиозными и светскими документами, которые защищают общечеловеческие права. Другое дело, что его изучение должно быть добровольным (речь идет о внутренних ценностях ребенка и семьи) и не «привязанным» к какой-либо одной конфессии.

– Жить в православной стране и не знать основ православия стыдно, – соглашается с Сергеем Васильевичем учитель русского языка и литературы школы № 8 Ирина Косинова. – Недавно смотрела в «Закрытом показе» фильм Валерии Германики «Все умрут, а я останусь». Очень точно после просмотра сказал Александр Гордон: «Это фильм о поколении, которому забыли рассказать, зачем жить». В критической ситуации, которая сегодня сложилась в обществе, наша дискуссия очень своевременна, потому что в основе всех мировых религий лежит идея «духовного оформления человека» (П.Флоренский). Вопрос в том, как это будет преподнесено: это не должна быть мертвая, сухая теория, это не должны быть прописные истины, от которых все устали. Преподавать религию в
«чистом виде» не имеет смысла.

Вечные истины становятся личными, если они пережиты на эмоциональном уровне. Со всеми мировыми религиями дети могли бы познакомиться на уроках мировой художественной культуры (МХК), через изучение живописи, музыки, литературы. Также вести разговор о религии, на мой взгляд, мог бы психолог. Перевод религиозных знаний на язык жизненных ситуаций и наоборот сделал бы церковь, мечеть понятнее для ребенка, а значит, ближе.

От автора: От преподавания МХК в свое время отказались потому, что в нашем городе нет квалифицированных учителей. Возникает вопрос: если в Березниках нет кадрового ресурса для преподавания МХК, как быстро он найдется для ДНВ? И найдется ли?

– Я думаю, школьные учителя готовы преподавать эту дисциплину, потому что вопросы религии затрагиваются в курсах обществознания, истории, литературы, – уверен Сергей Злобин.

От автора: Введение в школьный курс нового предмета потребует от учителей истории, обществознания, литературы разработки дополнительных программ. Это очередная нагрузка для и так загруженных до предела педагогов.

ВЫБОР — УДЕЛ ЗРЕЛЫХ?

– Религия формирует личность, – поддерживает введение уроков религии настоятель прихода «Царица мира» католической церкви Эрих Мария Финк. – Без религиозных ценностей мы потеряем свои корни. Человек понимает культуру во многом благодаря религии. Более того, все ценности, которые провозглашает политика (солидарность, демократия, достоинство и права человека), имеют религиозную основу. Я поддерживаю решение российского государства предоставить ученикам и их родителям право выбора: изучать основы одной из религий, историю мировых религий или светскую этику. Молодые люди не всегда могут самостоятельно решить вопрос своего религиозного самоопределения, а ведь это серьезное и очень ответственное решение!

Уроки духовно-нравственного воспитания могли бы дать этим детям шанс определиться. Для приходов, на мой взгляд, уроки религии не имеют первостепенного значения. Также не важно, кто будет преподавать этот предмет в школе – представитель церкви или мирской учитель. Это должен быть квалифицированный специалист, работающий на основании программ, согласованных государством и церковью.

– Люди, которые преподают основы православия, к сожалению, не совсем «в нем» находятся, – не согласен дьякон Храма святой Татьяны Дмитрий Захаров. – Если ты не владеешь каким-то ремеслом, вряд ли ты сможешь его кому-нибудь передать. Однако понятно, что служителей церкви на все школы не хватит. Я двумя руками «за» преподавание основ духовно-нравственного воспитания в школе. В нашем государстве «дать образование» традиционно до 1917 года означало «дать человеку образ Божий». У меня есть сомнение — сможет ли ребенок самостоятельно определить, какая религия ему ближе? Идея преподавания религии в школе должна быть очень тонко исполнена, без нажимов и перегибов. Иначе введение предмета может спровоцировать недовольство у представителей других религий.

Войдет ли государство «под руку» с Русской православной Церковью в школу, покажет время. Насколько жизнеспособен современный воспитательный идеал? Стоит ли уповать на то, что к нему приблизит пара часов духовно-нравственного воспитания в неделю? Не получим ли мы обратный результат, предложив детям насильственно-формальное обращение к духовным ценностям? На эти вопросы нам еще предстоит получить ответы.


“Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


религия