Научиться журналистике. Третье условие

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Текст: Александр Наковальня


Как следует из комментариев к предыдущему нашему занятию – об условиях, при которых можно научиться журналистике (подробнее - здесь), требуются некоторые, более подробные разъяснения. Особенно в том, что касается «третьего условия», при котором можно научиться журналистике. Первые два, как и ожидалось, понятны.

В самом деле, что может быть непонятного в том, что для овладения, обучения журналистике требуется безусловное владение языком? Хотя бы родным (в нашем случае – русским). Банальная грамотность, которой обучают в школе. Во всяком случае, должны обучать.

Здесь всё просто даже с точки зрения организации редакционной деятельности – у любого редактора есть множество других забор кроме исправления орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок в журналистском тексте. И корректор (в редакциях печатных изданий) существует для того, чтобы вылавливать опечатки, а вовсе не приводить Ваш текст в соответствие с правилами русского языка. Березникам, конечно, известны случаи, когда целый директор по связям с общественностью одной местной корпорации занимался именно этим, расставляя запятые и исправляя ошибки в словах, но это, пожалуй, извращённое исключение.

И в конце концов, текст написанный не по правилам, а в соответствии, скажем, с Вашим представлением о правильности написания того или иного слова и расстановки запятых, может оказаться совершенно непонятным Вашим читателям. А именно это прежде всего требуется от Вашего текста – быть понятным. Причём всем. Собственно, для того и существуют правила русского языка (как, впрочем, и любого другого), чтобы все русские люди понимали речь друг друга. Вкладывали в слова один и тот же смысл, расставляли слова в определённом порядке и т.д. И если журналист этих правил не знает и (или) не умеет соблюдать, то как же он будет работать? Ведь журналистика есть, по сути, передача информации.

Точно так же всё понятно с необходимостью образования. Высшего образования. Ибо журналист не просто передатчик информации. Журналист информацию обрабатывает, пропускает через себя и выдаёт уже потребителям в обработанном виде. Упрощённо говоря, журналист рассказывает другим людям то, что видел он и не видели они. А как же он расскажет, если он не понимает, что же на самом-то деле он видел? И никто, надеюсь, не будет утверждать, что среднее школьное образование даёт человеку достаточное представление об окружающем мире и происходящих в нём процессах. А вот высшее образование даёт. Вполне достаточное. Особенно в России.

Иное дело с отношением к журналистике как к работе. Здесь действительно может показаться непонятным. Вроде бы, можно сочинять статьи время от времени (если соблюдены первые два условия), в качестве хобби… Это к примеру. На самом-то деле вариантов отношения к журналистике не как к работе может быть множество. Например: мне интересно, вот я и пишу. Или: мне хочется узнать правду, вот я и докапываюсь, расследую… И так далее. Всё это неправильно и препятствует обучению журналистике, овладению нашим ремеслом. И от этого нужно избавляться.

Прежде всего необходимо уяснить твёрдо и накрепко: журналист не может существовать сам по себе, в отрыве от какого-либо издания (средства массовой информации). Даже пресловутые фрилансеры, работающие исключительно за гонорары от множества изданий, в свободном поиске. Даже они должны считаться с требованиями изданий, которые их публикуют.

А издание, средство массовой информации – это регулярность и периодичность. От еженедельной до – максимум» - ежемесячной. А регулярность и периодичность означает жёсткое планирование. Что и на какую тему и КОГДА будет опубликовано. Чтобы это можно было – правильно подсказывают с задней парты – про-дать. Продать вовремя. Чтобы получить день-ги. Не говоря уже о зарплате (гонорарах) журналистов, деньги нужны для оплаты помещения, типографии, эфира, уборщиц и т.д. Редакция – это предприятие. И если Вы не относитесь к своим отношения с редакцией, как к работе, то едва ли Вы вправе считать себя журналистом.

Фрилансеры, кстати, это понимают лучше всего, просто потому, что фактически сами участвуют в процессе продажи собственной продукции, и живут именно на гонорары. Когда «как потопаешь, так и полопаешь», отношение к профессии как к работе появляется очень быстро.

Соответственно, в журналистике не может быть ссылок на отсутствие вдохновения, отсутствие интереса или ещё чего-то там. Это ра-бо-та. Пока ты этого не поймёшь, не осознаешь, не убедишь себя в этом, ты не научишься делать эту работу хорошо. Ну, например, есть вполне конкретные приёмы, способы, методы собирать информацию или делать статью, даже если у тебя нет никакого вдохновения, тебе нагрубили в маршрутке, у тебя угнали твой volvo или тебя целый день донимают бессмысленными вопросами. Но овладеешь ты этими приёмами, способами и методами лишь в том случае, если будешь чётко представлять необходимость исполнения ра-бо-ты.

Другой момент заключается в том, что ты, работая в качестве разносчика информации (свежей и интересной информации) неизбежно затрагиваешь чьи-либо интересы. Любая (любая!!!) информация оказывается не просто информацией, а служит чьей-либо пользе и, естественно, кому-то вредит. И только относясь к журналистике как к работе, можно избежать желания учесть эти самые «чьи-либо» интересы. То есть, конечно, они, эти интересы неизбежно будут влиять на тебя, ты имеешь полное право симпатизировать или антипатировать кому-либо, быть на чьей-либо стороне, но! Но не забывай, что это – ТВОИ симпатии и антипатии. А тебе платит потребитель. А ему, собственно, наплевать на тебя, ему нужна свежая и интересная информация.

Разумеется, на уровне редакционной политики могут и обязательно будут соблюдаться чьи-либо интересы, учитываться, кому на пользу, а кому во вред та или иная информация. Но в хорошей, правильной редакции всё равно поперёд всего ставится интерес конечного потребителя (не оглядывайтесь по сторонам, в Березниках сейчас особенная ситуация, мы говорим отвлечённо от березниковской конкретики). И это, повторю, может существовать только на уровне редакционной политики, а это несколько иная работа, нежели просто журналистика.

Наконец, именно отношение к журналистике как к работе, убережёт тебя от многих, грозящих представителям нашей профессии, расстройств - психологических, нравственных,.. психиатрических, в конце концов. Наше орудие производства – это прежде всего наш разум. И запчастей к нему не предусматривается, а поломка может означать полную неработоспособность. Поэтому относиться к своему орудию производства нужно очень бережно. В том числе, запуская в определённом режиме. А именно – относясь к тому, что ты делаешь, как к работе.

На этом, полагаю, можно завершить наше сегодняшнее занятие. Вопросы остались?


Автор – специальный обозреватель Иной газеты – Город Березники

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова