Бизнес-бум, бум-бум!

Торговый центр "Вавилон"

Недавно в березниковской маршрутке два студента, проезжая мимо очередного строящегося торгового центра, завели такой разговор:
– И для кого эти центры городят? Те, что есть-то пустые стоят…
– Это точно, в Перми таких центров «пруд пруди», и то частично пустуют, а здесь, в Березниках – зачем?

Зачем? – хороший вопрос не только для любознательных студентов, но и для большинства других представителей местного социума. Например, для простого трудящегося народа, который недоумевает: почему в городе строят не новое жилье, а «плодят» центры торговли и развлечений? Или для предпринимателей среднего и мелкого звена, которым строительство новых торговых мест радужные перспективы не открывает: здесь бы на прежнем уровне удержаться. Свидетельствует ли такой строительный бум о подъеме в экономике и общем благополучии жизни местного населения?
Скачет сито по полям, а корыто по лугам…

Мэр Березников Андрей Мотовилов, не так давно присутствовавший на пред-презентации нового торгово-развлекательного комплекса «Оранж молл», уверен, что открытие такого центра, в котором будет море развлечений, товаров и услуг, 6 лифтов, 8 эскалаторов и много других удобств, станет событием для города. «Последний крупный торговый центр в Березниках был построен более 20 лет назад», — аргументировал он.

Уж не о центральном ли универмаге идет речь? А как же «Универсам-2», «Миллениум», «Мелодия», «Вавилон»? Последний, правда, недавно сгорел. Но даже если одним центром в городе и стало меньше, это не повод считать, что торгово-развлекательных точек в Березниках стало катастрофически не хватать, и ЦУМ – единственное место, где народ, образуя неимоверную давку, старается «урвать» последнее.

Хотя в свете нынешних тенденций в развитии местного бизнеса, может статься, ЦУМ и «Универсам-2», действительно, остались единственными более-менее заполненными торговыми зданиями. Потому как все остальные изобилием товара не славятся: те редкие ИПэшники, которые там пытались прижиться, сбежали.

Пустые стеклянные отделы недавно отстроенных торговых зданий, где на этажах можно услышать только собственное эхо, покупателя явно не манят. Из «Миллениума» бесследно исчезли многие отделы одежды, салон связи, электроника и бытовая техника; из «Мелодии» «сбежала» обувь, ювелирный, детский отдел и посуда, словно ею торговала бабушка Федора…

Самым непривлекательным, по словам риэлторов, из-за небольшого потока покупателей считается ТЦ «Мелодия». Ежемесячная арендная плата за 1 квадратный метр в нем составляет 500 рублей. А это в 5-6 раз меньше (!), чем в густонаселенных районах, например, возле «Универсама-2», где в августе открывается еще один торговый центр – «Вега». Второй этаж там уже выкуплен. Но обольщаться на этот счет не стоит: его займет рынок, большей частью представляющий те товары, что ранее можно было приобрести возле того же универсама на площади под открытым небом. На первый этаж, места на котором можно арендовать за 2,5-3 тысячи рублей за метр, претендентов пока немного.

Еще один новичок, растянувшийся напротив «Мелодии» ТЦ «Молодежный» тоже в состоянии ожидания. Если про первый и цокольный этажи более менее ясно, их займет продуктовая торговая сеть, то второй этаж все еще «сдается».

КОСМИЧЕСКАЯ ТОРГОВЛЯ
Примерно такая же картина и в соседнем Соликамске. Риэлторы характеризуют ее словом «прыжковая». Что это значит? Если раньше предприниматели на своих торговых местах сидели годами, то сейчас они меняются чуть ли не каждый месяц. Покупатели не успевают «отслеживать» их передвижения. Арендодатели пытаются игнорировать кризис и не идут на поблажки коммерсантам, не снижают цену аренды. Она варьируется от 400 до 2 тысяч рублей в зависимости от района. А вот для торговцев кризис – время тяжелое, и арендная плата становится многим не карману. Предприниматели вынуждены либо свернуть свой бизнес, либо искать наиболее приемлемые условия для выживания. А пока они ищут, все эти «Космосы», «Орбиты», «Зодиаки» и другие соликамские центры, под стать их названиям, все больше теряют смысл своего земного существования.

И вот в то время, когда предприниматели «кочуют», а теряющий работу и зарплату народ вынужден обходить торговые центры стороной, власти не «дремлют». Власти радуются и веселятся на фуршетах по поводу открытия новых, невиданных для местных масштабов торгово-развлекательных комплексов, завсегдатаями которых, по всей вероятности, они же и станут.

Непонятная большинству горожан радость и неподдающаяся логике политика властей, между тем, имеет свое объяснение: бизнес-строительство такого уровня есть попытка предстать миру не глухой провинцией, а крупным, простите за повтор, «центром». Знаменательно, что «Оранж молл» расположился именно при въезде в город, всей своей мощью и красотой намекая каждому приезжему большому гостю: «Вот мы какие продвинутые, а не то, что вы думали».

И не важно, что зарплаты трудящихся – тех, кто еще не попал под сокращение – уменьшаются с такой же скоростью, как растут цены, старики стоят с протянутой рукой и все больше бомжей роется в мусорных баках, большинство молодежи о собственном жилье только мечтает, потому что даже их родители до сих пор живут в домах, которые вот-вот развалятся.

На все эти проблемы у власти найдется достойный ответ: всего в десяти минутах ходьбы есть место, где всегда можно вкусно отобедать, приодеться и развлечься на полную катушку.

Текст: газета Верхнекамье
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс