Гиппократу калькулятор с руки

Древняя Спарта славилась здоровым населением, при этом бюджетные расходы на медицину в городе были равны нулю. Достигалось это простым и прагматичным походом: занемогших людей, включая младенцев, сбрасывали в море со скалы. В этом смысле опыт «медицинской оптимизации» спартанцам удался на славу. В Пермском крае с 1 января этого года тоже полным ходом идёт эксперимент по оптимизации системы здравоохранения. Сокращено уже около двух тысяч больничных коек. Результат Спарты пока не достигнут, но уже возросло количество звонков на станциях скорой помощи.

– Иной раз возникает такое ощущение, что участковым врачам дано негласное указание: под любым видом не направлять людей в стационар! – сокрушается пермячка Лидия Плотникова. – То, мол, карточку не могут найти, то ещё что-нибудь….

Пенсионерку всё-таки «взяли» в Пермском центре АнтиСПИД – после того, как она сама туда пошла. Врачи поняли: у женщины гепатит «С», и ей необходима антивирусная терапия. Ни направления к гепатологам, ни даже медкарточки, по словам пациентки, в «родной» поликлинике ей давать не хотели. Новую карточку пришлось заводить уже в самом центре…

Но насчёт «негласного указания» – Лидия Николаевна отстала от жизни. Отныне оно вполне гласное. Задача – уменьшить число госпитализированных – официально ставится минздравом края участковым врачам и работникам стационаров. Для медиков разработана целая система «кнута и пряника» – поощрения и наказания рублём, чтобы освободить и сократить больничные койки.

БУДЬ ЗДОРОВ! ВСЕГДА ЗДОРОВ!
Многие ли из нас слышали про этот эксперимент? А если бы и услышали – то что бы поняли из мудрёного названия: новая «Система фондодержания, оплата по подушевым нормативам амбулаторно-поликлинической помощи»?

«Раньше было как? Чем больше больных в стационарах пролечили – тем больше денег, – излагал суть новшества и. о. министра здравоохранения края Дмитрий Тришкин. – А новая система – это механизм сдерживания затрат. Это – концентрация на профилактических методах лечения. Впервые появляется тот специалист – участковый врач, который не просто отправляет пациента туда, куда тот хочет, а в зависимости от обоснованности к тому или иному виду лечения. Врач будет заинтересован, чтобы люди к нему просто-напросто не обращались. А не обращаются они в том случае, если они здоровы».
Дальше пошли цифры вполне земные: «финансовый результат» от эксперимента только в первом квартале этого года, как отметил Дмитрий Тришкин, составил более 74 миллионов рублей, из них по Перми – около 38 миллионов рублей.

Эти немалые деньги, как было обещано, пойдут медучреждениям, и те смогут поделить «пряник» – например, повысить фонд оплаты труда.

За счет чего экономия? Новая система позволит «сократить объём дорогостоящей стационарной помощи». Чем меньше направят из поликлиник пациентов в стационары – тем больше денег. Но если вы всё-таки получите направление на госпитализацию – это не значит, что в больнице вам выделят больничную койку. Потому что за «необоснованную госпитализацию в стационар прикреплённого населения» положены «штрафные санкции к стационарам».

К ВРАЧАМ ОБРАЩАТЬСЯ НЕ СТАНЕМ?
«Появляется тот человек первичного звена – участковый врач, который и должен отвечать за здоровье населения, проводить с ним профилактическую работу, – резюмировал Дмитрий Тришкин. – Это курс, который мы выбрали на сегодняшний день».

Хорошо, конечно, всем быть здоровыми. Но так не бывает. Уже по итогам первого квартала выяснилось: люди стали болеть чаще. Если верить статистике: зарегистрировано 1884,1 обращения в поликлинику на 1 тысячу жителей против 1863,6 в первом квартале прошлого года.

А если участковый не может поставить диагноз? Тогда, по логике, врач должен направить пациента к «узкому специалисту». Но и тут участковому врачу ставится барьер-задача: «увеличение объёма собственной деятельности и сокращение необоснованных направлений к узким специалистам и в стационар».

«Проект только начал реализовываться с первого полугодия, – успокаивал и. о. министра встревожившихся депутатов. – Идёт период запуска механизма. Мы просчитывали риски. Когда в первый месяц реализации проекта врачи поликлиник начали сдерживать направление пациентов на госпитализацию, это сразу привело к увеличению количества вызовов «скорой помощи». Но к концу первого квартала никакой неудовлетворенности населения в смысле доступности стационарной помощи не наблюдается».

А что, проводились какие-то опросы населения? На этот вопрос депутаты ответа и. о. министра не получили.

«Участковый и так уже становится менеджером! А если он станет ещё и бизнесменом и будет высчитывать: чем меньше направлений даст, тем больше себя обеспечит…» – не выдержал депутат Сергей Митрофанов.

«Врач первичного звена не стал менеджером – он был им всегда! – запальчиво возразил народному избраннику Дмитрий Тришкин. И далее пояснил: – Мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день почётными грамотами и клятвой Гиппократа сложно медицинского работника заставить работать лучше. И я думаю, что финансовая стимулирующая составляющая сыграет свою положительную роль».

«Что касается сокращения коек в стационарах – мы провели довольно-таки серьёзную реструктуризацию структуры коечного фонда, – признавался и. о. министра. – Но даже с сокращением около двух тысяч больничных коек по результатам прошлого года мы в Приволжском округе имеем девятое место из четырнадцати территорий».

Выходит, есть ещё койки на которые можно упасть. Впрочем, эксперимент еще только начинается…

А НЕ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ЛИ МВД?
«Снижение индекса потребления медицинских услуг», «обоснованность выбора методов диагностики» – эти и им подобные неясные фразы в информации и. о. министра насторожили многих народных избранников. А как вам, например, такое высказывание: «обеспечить предсказуемость затрат?»

Представьте себе ситуацию: милиционерам спустили показатели по преступности. И вот поймает этакий Глеб Жеглов грабителя, а потом вспомнит: план-то по поимке уже выполнен! А насажаешь лишних воров в тюрьму – накажут рублём. Не насажаешь – поощрят. И решит Глеб Жеглов: нет, придётся ограничиться «профилактическими мерами», пожурит злодея, по душам с преступником побеседует да и отпустит.

«Так не бывает! – скажете вы. – Всё-таки с преступностью шутки плохи».
Ну, а со здоровьем разве можно шутить?

Депутат ЗС Пермского края Геннадий Тушнолобов: «Экспериментировать нужно, главное, с чего начать? В нашем регионе особенно много лежит в стационарах так называемых «непрофильных больных» – с неверными диагнозами, когда выясняется, что людей лечили не от того, от чего нужно. Это одна из причин того, что стационары переполнены – слабость материально-технической базы диагностики, в том числе и в поликлиниках. С этого и надо было начинать».

ЛЕЧЕНИЕ «НА ГЛАЗОК»
А вот как новая система выглядит в действии – глазами самих прикамцев.

В воскресенье бабушка была на даче и повредила спину. Да так, что не смогла стоять. Потихоньку сползла на землю и лежала, пока её не приметил сосед. Он увёз бабушку домой, откуда она вызвала «скорую».

Приехала бригада, бабушку осмотрела. Был задан вопрос: «В больницу поедем?» Был дан ответ: «Поедем». – «А вы до машины дойти сможете?» – уточнили врачи. «Нет», – ответила бабушка. Она не могла дойти не то что до машины, но и до туалета. «Ну что же поделать, подписывайте отказ от госпитализации. Завтра придёт участковый врач», – заключили медики.

Завтра пришёл участковый врач. Он по душам поговорил с бабушкой и, даже не осмотрев, поставил диагноз: обострение остеохондроза. Прописал уколы.

До среды бабушка лежала. Мы дежурили возле неё по очереди – самостоятельно она не могла даже налить себе стакан воды. В среду вновь попытались вызвать «скорую». Бригада вновь приехала. Объяснила: «Случай не подпадает под госпитализацию, и даже если мы бабушку увезём, её могут не принять, и тогда придётся транспортировать обратно самостоятельно». Я осторожно спросила: «А если бы бабушка совсем одинокая была, вы бы её тоже госпитализировать не стали?» Уклончиво ответили: «Ну, если бы она настаивала…»

Перспектива колесить по городу с бабушкой на заднем сиденье, когда ей каждое движение причиняет боль, удручала. Вновь подписали отказ от госпитализации.

Потом был разговор с главврачом «Скорой помощи». Я пыталась выяснить, насколько вообще нормально происходящее. В результате нам направили третью бригаду «скорой»… Очередной врач решил наконец «заглянуть поглубже»: отвезти бабушку на рентген в закамскую МСЧ №11. На рентгене перелома не обнаружили. Бабушку погрузили на носилки и перевезли в отделение неврологии МСЧ №9. Уже здесь наутро повторили рентген.

И только тогда стало ясно то, о чём предпочли не думать две бригады скорой помощи и участковый врач, ставившие традиционный стариковский диагноз. Один из бабушкиных позвонков дал трещину. Вот тебе и остеохондроз…

Текст: Андрей Матлин, Анна Клин, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


здравоохранение