Хотели выписать, а она умерла

Сегодня пермячке Елене Имбирёвой исполнилось бы 49 лет. Она умерла в феврале этого года. Обстоятельства смерти женщины её родные считают весьма странными. Дело в том, что Елену в больнице… потеряли. Нашли её уже мёртвой.

В конце января Елену Имбирёву привезли на «скорой» в ГКБ №4. Несколько дней до этого она находилась на больничном дома, но вечером 30 января её состояние ухудшилось. Положили её в отделение пульмонологии. Елена в течение 18 лет страдала астмой, заподозрили приступ. Где-то через неделю ей стало лучше, и она на выходные отправилась домой. В понедельник, 9 января, снова вернулась в больницу. А в среду её уже собирались выписывать из лечебного учреждения.

«Во вторник вечером мне позвонила 17-летняя племянница в истерике, я долго не могла понять, что она хочет сказать, а когда поняла – не поверила. Позвонила через справочную в отделение пульмонологии. Дежурный врач подтвердил, что Лена умерла», – рассказывает сестра Елены Имбирёвой Наталья.

Муж Елены, Валерий, в это время находился на тренировке, приходит домой – а там зарёванные женщины. «Можно было ничего не объяснять, по их лицам я сразу всё понял. Хотя никто не ожидал, что Лена может умереть. Ведь ей было всего 48 лет».

На следующий день Валерий занялся вопросом проведения похорон, а сестра Елены отправилась в больницу. Ей объяснили, что у сестры случился инфаркт. И сейчас родных Елены гложет вопрос: а правильно ли врачи поставили диагноз? Может, сразу надо было в кардиологию? Учитывали ли они при лечении, что у больной прежде были проблемы с сердцем?

«Два года назад у сестры уже был инфаркт, – говорит Наталья. – Анекдотическая, в принципе, ситуация. В поликлинике, куда она обратилась, когда ей стало плохо, ей сообщили, что у неё был инфаркт, предлагали вызвать «скорую», она: пойду, мол, сама. В больнице, той же самой – ГКБ№ 4 на ул. Ким – её не приняли. Аргументировали так: «Но он же (инфаркт) у вас уже случился!» Сестра обратно вернулась в поликлинику, там ей вызвали «скорую». «Скорая» на полпути сломалась на трамвайных путях. Пришлось идти в больницу пешком…

И вот сейчас я думаю: а может, не в пульмонологию надо было врачам определять сестру, а в кардиологию? Инфарктный и астматический приступы очень похожи».

Ещё более странным ей кажется то, как умерла её сестра. «Как мне рассказал заведующий отделением, сестра пропала около девяти вечера в понедельник. Обнаружили её только в десять утра следующего дня. В туалете. Когда я спросила, почему не было замечено исчезновение из палаты моей сестры, мне пояснили, что охранник якобы видел больную, которая садилась в машину. Все подумали, что это Елена, поэтому искать не стали», – говорит Наталья.

У родных Елены остаётся ряд вопросов к лечебному учреждению. Как может человек потеряться в больнице? Спрашивали ли врачи у соседок по палате, почему Елена отсутствует при вечернем обходе? Почему те же соседки не сообщили о странном исчезновении Елены? А может, сообщили, но медперсонал не отреагировал?

«Я не говорила с остальными больными, тогда было не до этого, и сейчас сильно жалею, что не расспросила их, как всё произошло. А врачи мне говорили, что моя сестра могла умереть в любой момент и в любом месте. На улице – я бы поняла. Но в лечебном учреждении таким вот образом?.. Лично мне кажется, что это неоказание медицинской помощи больному», – считает Наталья.

На её взгляд, странно и то, что хотя, судя по ситуации, Елена умерла 9 января вечером, в документах написано, что смерть наступила в десять утра 10 января. «Дату смерти на могиле мы поставили – 9 января. А 10-е врачи могли написать, наверное, чтобы обезопасить себя», – предполагает Наталья.

Олег Калинин, заведующий отделением пульмонологии ГКБ№4: "Не знаю, что могу вам сообщить нового. Я всё честно рассказал родным Елены. Это не что иное, как трагическое стечение обстоятельств. Больную искали почти всю ночь. И врачи, и сами больные. Обошли все этажи, заглянули во все палаты. Пока охранник не сказал, что видел, как женщина, похожая по описаниям на пропавшую, садилась в машину. Обнаружила тело на следующее утро санитарка, которая пришла мыть мужской туалет. А он оказался закрытым изнутри. Никому просто в голову не могло прийти искать её в мужском туалете, хотя он, кстати, находился напротив её палаты. Женский, вероятно, был занят, поэтому она пошла в мужской".

БОЛЬНУЮ «ПРОМОРГАЛИ»
Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра:
– Пациенты, находящиеся в больничных учреждениях, должны быть под постоянным контролем медицинского персонала. Вместе с тем «пристальность» медицинского наблюдения зависит от характера имеющегося заболевания и профиля отделения. Так, пациенты палат реанимации и интенсивной терапии содержатся в условиях, обеспечивающих непрерывный, включая мониторный и аудиовизуальный, контроль со стороны персонала за их общим состоянием, предполагающий нахождение медицинского работника в непосредственной близости от больного. Обычно для этих целей сестринский пост организуется прямо в палате, а медсестра не имеет права оставлять его без подмены.

В других отделениях (терапия, хирургия и т. п.) прямой обязанности на медицинских работниках по непрерывному наблюдению за каждым больным нет, пациенты вправе самостоятельно передвигаться по отделению, посещать холлы, места приёма пищи, туалетные комнаты. Между тем, согласно действующему Приказу Минздрава РФ от 16.11.1987 г., «лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, медицинский персонал обязан внимательно и чутко относиться к больным».

Исходя из существа и целей оказания пациентам стационарной помощи, в больнице должны быть созданы такие условия, которые исключали бы оставление человека без оказания неотложной медицинской помощи в случае возникновения такой необходимости, независимо от того, где такая помощь потребуется: в коридоре, в туалете и т. п. Пациент в стационаре, образно говоря, не должен умереть «без присутствия медицинского работника». Если такой случай происходит, то это сразу даёт повод предполагать наличие дефектов в организации медицинской помощи в данном отделении, недооценку врачами истинного состояния больного, имеющего повышенный риск внезапной смерти, халатное отношение персонала к своим обязанностям.

Чтобы выяснить причины подобных ситуаций и принять по ним правовые решения, существует порядок действий заинтересованных лиц (родственников). Они, прежде всего, должны обратиться с жалобой в свою медицинскую страховую компанию, орган управления здравоохранением, затем, в зависимости от результата, – в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела, либо – в районный суд с гражданским иском о компенсации причиненного ущерба, включая моральный вред, понесённые убытки, предстоящие расходы и судебные издержки.

Адреса страховых компаний, проводящих экспертизу качества медицинской помощи по заявлениям застрахованных, указываются в верхней части полиса ОМС. Юридическую помощь и консультации по данным вопросам оказывает общественная организация «Пермский медицинский правозащитный центр» (тел. 217-91-71; адрес: г. Пермь, ул. Чкалова, 9, офис 407).

Текст: Марина Сизова, «Пермские новости»
Фото: из семейного архива Имбирёвых

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


здравоохранение