Танцы на краю Провала

«Уралкалий» не согласен с размером ущерба от аварии на его руднике, подсчитанным чиновниками. Компания считает, что потери государства от утраты запасов и недополученного НДПИ не превысят 1 миллиарда рублей. Во всяком случае, так компания указала в отчёте по МФСО за 2008 год. У комиссии Ростехнадзора сумма немного не дотянула до 90 миллиарда рублей. Чтобы понять причину столь значительных расхождений, имеет смысл вспомнить, что высокой капитализацией «Уралкалий» обязан вовсе не производственным показателям и реальным оценкам состояния дел на предприятии и вокруг него. Это показывают биржевые торги, на которых котировки акций компании растут или понижаются в зависимости от любого слуха. Таким образом капитализация «Уралкалия» - это результат промывания мозгов фондовым игрокам, по факту – продажи не производственных успехов, а отчётов о производственных успехах и стабильном положении предприятия.

Рассчитанная «Уралкалием» сумма ущерба, нанесенного государству из-за потери запасов затопленного рудника и невыплаченного налога на добычу полезных ископаемых, опубликована в отчете компании по МСФО за 2008 г., пишут по этому поводу “Ведомости”. Получилось 521-924 млн руб. Как именно считал ущерб «Уралкалий», в отчете не указано. Компания считает, что возмещать придется только не полученный государством НДПИ, поясняет ее представитель.

Напомним, что авария на Первом руднике «Уралкалия», которая привела к его полному затоплению, случилась в октябре 2006 г. В январе 2009 г. комиссия, проводившая повторное расследование причин ЧП, решила, что компании придется возместить не только расходы на перенос инфраструктуры из зоны провала, но и возместить государству потери полезных ископаемых. Размер ущерба в документе не приведен. Его подсчитали Роснедра. Оставленные в земле запасы ископаемых ведомство оценило в 25-84 млрд руб., а потери бюджета от неполученного НДПИ – в 0,96-3,2 млрд руб. Но поскольку методики расчета ущерба от подобных аварий не существует, Роснедра предложили взыскать с «Уралкалия» лишь НДПИ.

Представитель «Уралкалия», имя которого “Ведомости” не указывают, предполагает, что расхождение в суммах НДПИ может быть связано с разной стоимостью руды, взятой в качестве базы для расчетов.

Вероятность компенсации ущерба, связанного с потерей запасов полезных ископаемых и недополучения НДПИ, «Уралкалий» оценил в категории от «маловероятного» до «возможного». В эту же категорию попала компенсация расходов на перенос объектов ТГК-9 (2,9 млрд руб.). Почему в эту же категорию не попала цена железной дороги, в отчете не указано. Зато «Уралкалий» уже зарезервировал 7,8 млрд руб. для компенсации затрат бюджетов всех уровней на переселение части жителей Березников, а также строительство 6 км железной дороги в обход провала. Это логично, говорит старший юрист Debevoise & Plimpton Алена Кучер, ведь практика возмещения таких расходов, как переселение и строительство, существует. А вот как заставить компанию оплатить потерянные запасы, непонятно, так как методики оценки и взыскания такого рода ущерба нет.

8 миллиардов рублей — сумма незаметная для компании, подчеркивает аналитик «Тройки диалог» Михаил Стискин. Ведь благодаря росту цен на хлористый калий в течение 2008 г. (см. иллюстрацию) компания сумела серьезно улучшить финансовые показатели. Выручка увеличилась в 2,1 раза до 62,8 млрд руб., чистая прибыль — в 2,7 раза до 21,9 млрд руб., а скорректированная EBITDA и вовсе в 3,4 раза, достигнув 41,3 млрд руб. Показатель EBITDA компания рассчитывает как операционную прибыль плюс износ основных средств и амортизация нематериальных активов и не включает в него затраты, связанные с затоплением рудника. За их вычетом EBITDA компании сокращается до 33 млрд руб. Рентабельность «Уралкалия» по скорректированной EBITDA — 76% против 53% в 2007 г.

Генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, в свою очередь, старается выражать оптимизм. Кризисный IV квартал существенно снизил спрос на продукцию «Уралкалия», в связи с чем компания сократила загрузку мощностей до 25%, отметил он и признал, что в текущем году компания продолжает испытывать дефицит спроса со стороны основных потребителей и работать с меньшей, чем обычно загрузкой мощностей. «Перспективы восстановления этого спроса пока неясны, - говорит Бамугертнер, - но мы верим, что калийная отрасль начнет оправляться от глобального экономического кризиса одной из первых».

Совершенно очевидно, что оптимизм руководства компании – в условиях невысокой кредиторской задолженности, отсутствии сколько-нибудь заметного социального протеста в трудовом коллективе и придирок со стороны государственных органов (за исключением упомянутой, по поводу возмещения ущерба за последствия аварии на БКПРУ-1, при которой выгоднее прикинуться бедным и несчастным, а не твёрдо стоящим на ногах предприятием) – предназначен прежде всего для внешних инвесторов (если угодно, фондовых игроков или биржевых спекулянтов), создающих капитализацию компании за счёт спроса на акции.

Правда, аналитики более сдержаны в оценках. Так, аналитик «Уралсиба» Анна Куприянова уверена, что 2009 год будет очень тяжелым для «Уралкалия». В I квартале компания работала с 35%-ной загрузкой мощностей и была надежда, что во втором полугодии калийный рынок начнет расти, но на деле он восстанавливается медленнее, говорит эксперт. По её мнению, «Уралкалию» придётся снижать цены по контракту с Китаем с $620-650 за 1 т до $500.

Аналитик компании «Атон» Андрей Труфанов говорит, что неопределённость относительно поставок в Китай, по-прежнему высока: «По оценкам «Уралкалия», запасы хлористого калия в Китае остаются на высоком уровне (3-4 миллионов тонн). Сохраняется неопределенность и относительно возможных выплат за потерянные запасы на БКРУ-1. Позитивным моментом для компании может стать отмена экспортных пошлин. Также краткосрочно инвесторов может заинтересовать покупка акций «Уралкалия» в целях получения дополнительных дивидендов».

А вот аналитик потребительского сектора Анна Кочкина, аналитик UniCredit Securities и вовсе предполагает, что что «Уралкалию» может не удастся завершить переговоры с Китаем в мае, и что соглашение будет достигнуто лишь ближе к окончанию посевного сезона. «Поскольку объём потребления в Китае в 2008 году составил 8 миллионов тонн хлористого калия, - говорит Анна Кочкина, - страна вполне способна отстаивать свою точку зрения на переговорах, учитывая внутреннее производство на уровне 3-4 млн. т поташа и значительные объемы импорта азотных удобрений». Кроме того, в мае 2009 года истекают контракты "Уралкалия" с индийскими потребителями. Если компании не удастся их возобновить, загрузка производственных мощностей может упасть с нынешних 25 % до 15 %. Эксперт также напоминает, что сохраняются политические риски в «деле о Первом калийном»: «Окончательная сумма возмещения «Уралкалием» ущерба от последствий аварии на БКПРУ-1 ещё не определена и размер выплат может оказаться очень значительным».

В целом, ситуация вполне подтверждает высказанную ещё два месяца назад точку зрения «Иной газеты»: в вопросе возмещения ущерба от аварии на Первом «Уралкалий» оказался в подвешенном состоянии (во многом, по вине своего топ-менеджмента, не принявшего своевременно меры к нейтрализации риска). Правительство нисколько не заинтересовано обозначать конкретную сумму взысканий, а совсем наоборот будет максимально оттягивать разрешение ситуации, получая от «Уралкалия» финансы по мере необходимости. Напомним, что уже сейчас, без всяких правительственных решений, совершенно добровольно «Уралкалий» решил возместить 2,8 миллиарда рублей расходов федерального и регионального бюджетов на ликвидацию последствий аварии (среди этой суммы 36 миллионов рублей бюджету самого пострадавшего от аварии города – Березники), а также вложить 5 миллиардов рублей в строительство 53-километровой обводной железной дороги от Соликамска до Яйвы (гораздо более заинтересованный в этой магистрали «Сильвинит» вкладывает лишь 1 миллиард). Причём 2,8 миллиарда «Уралкалий» уже перечислил, а 5 миллиардов перечислит по первому требованию. Вряд ли стоит надеяться, что это – все расходы, на которые у правительства не хватает казённых средств в условиях нарастающего кризиса.

Оказавшись таким образом на крючке, «Уралкалий» (точнее – его собственники и топ-менеджмент, также опосредованно владеющий различными пакетами акций) пытается компенсировать вынужденную делёжку с государством повышением капитализации. Для чего, собственно, и составляются красивые отчёты, призванные ободрить потенциальных «инвесторов» и поддержать спрос на акции. При этом реальное положение «Уралкалия» остаётся прежним – уменьшившаяся сырьевая база (и отказ от строительства в ближайшей перспективе БКПРУ-5), дефицит спроса на продукцию при усилении конкуренции (здесь имеются в виду не только грандиозные планы компаний «Еврохим» и «Акрон» по освоению Верхнекамского калийного месторождения, но и калийные проекты в Южной Америке, которыми ранее занималась аргентинская компания Rio Tinto, а теперь занимается бразильский концерн Vale), и, наконец, застывший словно в ожидании, в качестве намёка на тленность всего сущего, Провал.

Насколько долго березниковской компании удастся удерживать котировки, проще говоря, танцевать на кромке Провала, не падая в него, есть ли надежда всё-таки отступить на пару шагов и вообще выбраться из неприятного положения – сейчас сказать трудно. Во всяком случае, завтра ситуация не станет яснее.


Авторы - web-обозреватель «Иной газеты – Город Березники», основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале: http://new-oboroten.livejournal.com/
Литературные произведения Андрея Лучникова: http://proza.ru/avtor/obor13
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс