Женская доля

Текст: 
Ян Арт

Активное участие женщин в бизнесе стало таким же признаком глобализации как интернет, мобильная связь или банковские карты. Американские суфражистки, убеждавшие мир, что женщине вполне возможно доверить право голосовать на парламентских выборах, вероятно, даже в самых розовых снах не могли себе представить, сколько женщин в начале XXI века будут занимать ключевые места в экономике, политике и управлении.

В ДАМСКОМ СЕДЛЕ
По данным ЮНЕСКО, около четверти предпринимателей на Земле сегодня женщины, причем во многих отраслях «женский» бизнес начинает доминировать, например, на поприще пиара и рекламы, администрирования, масс-медиа и туризма. Любопытно, что Россия, несмотря на всю свою патриархальность в гендерных вопросах, сегодня оказалась в числе стран, максимально благоприятных для женской карьеры. Еще в 2004 году исследование международной аудиторской и консультационной компании Grant Thornton показало, что по количеству этой части Россия стоит на первом месте (89% российских компаний 89% имеют в штате женщин-руководителей), обогнав Филиппины (85%) и США (75%). Около 40% топ-менеджерских кресел в нашей стране занимают дамы.

Причем эксперты отмечают, что в ближайшее время количество женщины на руководящих позициях будет возрастать. И это, судя по всему, вполне совпадает с государственными «установками» по части слабого пола. Незадолго до окончания своего президентства Владимир Путин выразил уверенность, что количество женщин-руководителей будет возрастать и посетовал, что на административных позициях их пока еще мало.

Зато в бизнесе гендерный «прорыв» выглядят весьма впечатляюще: по данным прошлогоднего исследования наибольшее количество женщин в креслах советов директоров крупных корпораций в России, Норвегии и Латвии.

Понятно, что статистика и высказывания государственных мужей – лишь верхушка айсберга. А под водой остается банальная истина: словосочетание «женщина-руководитель» пока еще далеко не всеми воспринимается как нечто само собой разумеющееся. По мнению Вадима Пашкуса, доцента кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского университета, занимавшегося исследованиями «женской доли» в экономике, это «связано с ломкой устоявшихся представлений».

«Нельзя ожидать, что происходить это будет быстро, - отмечает Пашкус. - Хотя уже сейчас в общественном сознании происходят кардинальные изменения. Во многих семьях жены заняты бизнесом, куда более доходным, чем работа их мужей на государственных предприятиях и в учреждениях. С позиций традиционной морали это должно вызывать неодобрение у окружающих, а также чувство дискомфорта у жен и, особенно мужей, утративших роль «кормильцев семьи». Однако только примерно 11,5% женатых мужчин и 6,7% их жен считают основанием для развода то, что муж зарабатывает намного меньше, чем жена. В обществе больше нет стереотипа о том, что семью обеспечивает муж».

НЕГОЖЕ ЛИЛИЯМ ПРЯСТЬ?
То, что подобный стереотип уходит в прошлое, свидетельствует и опрос, предпринятый «Карьерой». Мы попросили наших читателей оценить высказывания некоторых исторических персонажей о женщинах и их роли в обществе. Знаменитая фраза Наполеона о том, что самой выдающейся женщиной является «та, что нарожала как можно больше детей», получила одобрение лишь 2% респондентов.

Однако сомнения в пригодности женщин к роли бизнес-лидеров, хоть и существенно уступили свои позиции, но по-прежнему имеют место быть. «Отношение к роли женщины-менеджера неоднозначное, - констатирует Пашкус. По его данным, около 46% людей относятся к этому с одобрением, но многие задаются вопросами: «Зачем ей это? Ребенка родит – все забросит», «Женщина!? Руководитель!? Да, что ты, ее туда никто не пустит» и т.п.

Противоречие с «прямыми обязанностями» (кухня, дети, дом) скептики считают главной проблемой для женщин, делающих карьеру. И эта проблема, судя по всему, возникла отнюдь не на пустом месте. В одном из известных московских центров бизнес-обучения внедрили специальные курсы для женщин в бизнесе. И выяснилось, что одной из самых популярных составляющих этих курсов стали не общие правила бизнес-продвижения и даже не создание имиджа бизнес-леди, а формирования «сценария жизни» для дам, увлеченных карьерой и работой.

Так что, перефразируя афоризм коннетабля Гоше де Шатильона, можно сказать так: сегодня вопрос заключается не в том, гоже или негоже лилиям прясть, а в том, как это делать максимально успешно. И тут даже сторонники бизнес-эмансипации часто делятся на два лагеря. Одни утверждают, что инструменты женской карьеры ничем не отличаются от мужской – ум, опыт, профессионализм, наличие лидерских качестве, хорошее образование (именно эти качества как главные отметили 63% респондентов «Карьеры»). Другие полагают, что здесь не обойтись и без «чисто женских штучек». Например, красоты, сексапильности или наличия влиятельного покровителя (36% опрошенных)

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


деловая женщина

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса