Активное участие женщин в бизнесе стало таким же признаком глобализации как интернет, мобильная связь или банковские карты. Американские суфражистки, убеждавшие мир, что женщине вполне возможно доверить право голосовать на парламентских выборах, вероятно, даже в самых розовых снах не могли себе представить, сколько женщин в начале XXI века будут занимать ключевые места в экономике, политике и управлении.
В ДАМСКОМ СЕДЛЕ
По данным ЮНЕСКО, около четверти предпринимателей на Земле сегодня женщины, причем во многих отраслях «женский» бизнес начинает доминировать, например, на поприще пиара и рекламы, администрирования, масс-медиа и туризма. Любопытно, что Россия, несмотря на всю свою патриархальность в гендерных вопросах, сегодня оказалась в числе стран, максимально благоприятных для женской карьеры. Еще в 2004 году исследование международной аудиторской и консультационной компании Grant Thornton показало, что по количеству этой части Россия стоит на первом месте (89% российских компаний 89% имеют в штате женщин-руководителей), обогнав Филиппины (85%) и США (75%). Около 40% топ-менеджерских кресел в нашей стране занимают дамы.
Причем эксперты отмечают, что в ближайшее время количество женщины на руководящих позициях будет возрастать. И это, судя по всему, вполне совпадает с государственными «установками» по части слабого пола. Незадолго до окончания своего президентства Владимир Путин выразил уверенность, что количество женщин-руководителей будет возрастать и посетовал, что на административных позициях их пока еще мало.
Зато в бизнесе гендерный «прорыв» выглядят весьма впечатляюще: по данным прошлогоднего исследования наибольшее количество женщин в креслах советов директоров крупных корпораций в России, Норвегии и Латвии.
Понятно, что статистика и высказывания государственных мужей – лишь верхушка айсберга. А под водой остается банальная истина: словосочетание «женщина-руководитель» пока еще далеко не всеми воспринимается как нечто само собой разумеющееся. По мнению Вадима Пашкуса, доцента кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского университета, занимавшегося исследованиями «женской доли» в экономике, это «связано с ломкой устоявшихся представлений».
«Нельзя ожидать, что происходить это будет быстро, - отмечает Пашкус. - Хотя уже сейчас в общественном сознании происходят кардинальные изменения. Во многих семьях жены заняты бизнесом, куда более доходным, чем работа их мужей на государственных предприятиях и в учреждениях. С позиций традиционной морали это должно вызывать неодобрение у окружающих, а также чувство дискомфорта у жен и, особенно мужей, утративших роль «кормильцев семьи». Однако только примерно 11,5% женатых мужчин и 6,7% их жен считают основанием для развода то, что муж зарабатывает намного меньше, чем жена. В обществе больше нет стереотипа о том, что семью обеспечивает муж».
НЕГОЖЕ ЛИЛИЯМ ПРЯСТЬ?
То, что подобный стереотип уходит в прошлое, свидетельствует и опрос, предпринятый «Карьерой». Мы попросили наших читателей оценить высказывания некоторых исторических персонажей о женщинах и их роли в обществе. Знаменитая фраза Наполеона о том, что самой выдающейся женщиной является «та, что нарожала как можно больше детей», получила одобрение лишь 2% респондентов.
Однако сомнения в пригодности женщин к роли бизнес-лидеров, хоть и существенно уступили свои позиции, но по-прежнему имеют место быть. «Отношение к роли женщины-менеджера неоднозначное, - констатирует Пашкус. По его данным, около 46% людей относятся к этому с одобрением, но многие задаются вопросами: «Зачем ей это? Ребенка родит – все забросит», «Женщина!? Руководитель!? Да, что ты, ее туда никто не пустит» и т.п.
Противоречие с «прямыми обязанностями» (кухня, дети, дом) скептики считают главной проблемой для женщин, делающих карьеру. И эта проблема, судя по всему, возникла отнюдь не на пустом месте. В одном из известных московских центров бизнес-обучения внедрили специальные курсы для женщин в бизнесе. И выяснилось, что одной из самых популярных составляющих этих курсов стали не общие правила бизнес-продвижения и даже не создание имиджа бизнес-леди, а формирования «сценария жизни» для дам, увлеченных карьерой и работой.
Так что, перефразируя афоризм коннетабля Гоше де Шатильона, можно сказать так: сегодня вопрос заключается не в том, гоже или негоже лилиям прясть, а в том, как это делать максимально успешно. И тут даже сторонники бизнес-эмансипации часто делятся на два лагеря. Одни утверждают, что инструменты женской карьеры ничем не отличаются от мужской – ум, опыт, профессионализм, наличие лидерских качестве, хорошее образование (именно эти качества как главные отметили 63% респондентов «Карьеры»). Другие полагают, что здесь не обойтись и без «чисто женских штучек». Например, красоты, сексапильности или наличия влиятельного покровителя (36% опрошенных)
СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ
Весной 2008 года на некоторых петербургских сайтах бурно обсуждалась появившаяся в интернете статья Натальи Посадовой «Секретное оружие бизнес-вумен», в которой автор рассуждала о здоровой роли сексапильности и флирта в женском бизнесе. «Все правильно!» - утверждали они. «Как вы посмели! – говорили другие. – «Вы оскорбили своей статьей всех женщин».
«Как бы не кипятились сторонники абсолютного равенства, думаю, что женское начало в женщине никто не отменит, никакой бизнес, - говорит Посадова. – Ведь начиная с периода, когда вы охотились на мамонта, а мы ждали вас в пещере, мы все время занимались следующими делами: выбором самого подходящего самца, производством и последующим воспитанием потомства, ведением домашнего хозяйства и заботой об упомянутом самце. Деятельность, казалось бы, скромная, но заставляющая учиться. Для начала - учиться виртуозно манипулировать своими «половинами», да так, чтобы они этого не замечали, пренебрежительно хмыкая на утверждение, что муж - это голова, а жена – шея».
По мнению Натальи, которая сама вполне успешно руководит несколькими небольшими компаниями, время «лишенного половых признаков существа» уходит и нынешние бизнес-леди мало напоминают знаменитую «мымру» из «Служебного романа». Сегодняшние дамы-руководительницы могут и вполне умело сочетают твердость руководителя с тем, что можно назвать внешним воздействием». «Женщина только лишь посредством одежды, макияжа или небрежно расстегнутой верхней пуговки на блузке может произвести на вас впечатление, какое сама захочет, - напоминает Посадова. – Это и есть наше главное «секретное оружие». И судя по тому, насколько красиво, стильно и эффектно могут подать себя многие известные бизнес-леди России (в том числе и большинство участниц рейтинга «Карьеры», - эффективность этого оружия никто не отменил, да и не отменит».
Она считает флирт неотъемлемой частью арсенала любой бизнес-леди. «Традиционно считается, что флирт неприменим в деловом общении, - говорит Посадова. - Позволю себе не согласиться с этим устаревшим постулатом и заверить, что мы давно и успешно используем флирт в «деловом этикете». Я сама, грешница, когда приходится говорить о повышении цен на услуги моей компании, всегда выбираю из состава руководителей того, с кем у меня наладилось «неформальное» общение. А когда сама хочу договориться о существенных скидках, не «приглашаю на деловую встречу», а «назначаю свидание»…».
Любопытно, что американцы, столь щепетильные в отношении любых проявлений «сексизма», вполне серьезно изучают флирт в качестве способа коммуникаций.
«Большое количество людей считают флирт неотъемлемой частью универсального языка общения, особенно невербального, - отмечает доктор университета штата Миннесота Джэфри Симпсон. - Чаще всего люди даже не осознают того, что флиртуют». Ученые, проводившие исследования на этот счет, отмечают, что простой наклон за каким-то предметом или поправление волос, часто используемые женщинами, являются эффективным способом привлечь внимание и уменьшить дистанцию при переговорах.
ОСТАВАТЬСЯ СОБОЙ
Вообще, судя по всему, оставаться женщиной независимо от карьеры и должности – это дополнительный плюс к деловому успеху. Заместитель министра экономики Татарстана Алевтина Кудрявцева как-то заметила, что если попросить любого мужчину разъяснить что-нибудь, большинство из них с жаром берутся за то, так как видят в женщине объект опеки. А в процессе разъяснения легче найти точки соприкосновения и выработать общее мнение по какому-либо поводу. Елена Докучаева, генеральный директор одного из первых на российском рынке коллекторских агентств «Секвойя Кредит Консолидейшн», также отмечает, что женские качества помогали ей в бизнесе.
«Поначалу банкиры с опаской шли на контакты с коллекторами, видя в них полукриминальных «вышибал» долгов, - рассказывала Докучаева. – Тогда я просто спрашивала их: «Вы представляете меня с бейсбольной битой?» Как правило, после этого удавалось договориться о взаимодействии». Вполне возможно, что за океаном уже учли все эти моменты и поставили женственность на службу успеху дипломатии. Во всяком случае, Кондолизу Райс в кресле шефа госдепартамента
сменила Хиллари Клинтон: третья должность в иерархии американского государства явно становится «женской».
Впрочем, на пути женской карьеры есть и свои трудности. По мнению Елены Докучаевой тормозом, например, может быть то, что женщины обычно обладают меньшими деловыми амбициями. Зато их явный плюс – гибкость и способность к маневру: «женщины больше склонны договариваться, а не утверждать». В свою очередь, другая участница рейтинга «Карьеры», председатель совета директоров «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская в ходе опроса российских бизнес-леди отметила, что женщинам в роли управленцем иногда не хватает таких качеств как жесткость и умение принимать непопулярные решения. Кроме того, возникают и проблемы изменения ценностей в отношениях. Еще 80 лет назад Гилберт Кит Честертон заметил по этому поводу: «Если женщина станет товарищем, вполне возможно, что ей по-товарищески дадут коленкой под зад».
Впрочем, как отметили участники опроса, предпринятого «Карьерой», все эти проблемы в какой-то степени касаются и мужчин и далеко не критичны. Главное, уметь решать их, оставаясь женщиной в полном смысле этого слова.
ПОРТРЕТ БИЗНЕС-ЛЕДИ
как соискателя и как работодателя (по итогам анализа вакансий и резюме на проекте Работа@Mail.Ru)
Бизнес-леди/соискатель:
• Ей 25-32 года;
• У нее есть высшее образование;
• Она хорошо знает английский язык;
• У нее есть автомобиль/водительские права;
• Она претендует на зарплату от 120 тысяч рублей в месяц;
• Ее интересуют топ-менеджерские позиции в следующих отраслях (в порядке убывания):
• Ритейл;
• Реклама, маркетинг, PR;
• Ей интересна позиция директора дивизиона/службы продаж в таких сегментах, как (в порядке убывания):
• Интернет;
• Реклама;
• Медиа;
• Помимо креативной и творческой работы, для нее очень важно наличие хорошего соцпакета, а в нем – фитнеса и качественной медицинской страховки;
• Для нее не столь важна близость офиса к дому, сколько интерес к компании и должности;
• Предпочитает работать в западных компаниях/известных брендах;
Бизнес-леди/работодатель:
• Она старше 30;
• У нее есть высшее образование;
• Крайне редко является владелицей собственного дела;
• Чаще всего она – директор по персоналу либо директор какого-либо подразделения с численностью подчиненных от 35 человек;
• Работает на своем текущем месте работы уже больше 2 лет;
• Очень сильно ценит в соискателях знания о своей компании (так как сама к ней очень лояльна) – на этапе предварительного собеседования любит задавать такие вопросы, как «что вы о нас знаете», «почему заинтересовались именно нашим предложением и т.д.»;
• Много времени проводит в Интернете;
10 ПРАВИЛА ЖЕНСКОГО УСПЕХА В БИЗНЕСЕ:
1. Всегда улыбайся. Если мужчина хмур и озабочен – сочтут, что он занят серьезной проблемой, если женщина – значит «дома нелады». Что делать? Улыбайся!
2. Будь последовательна. Женщин чаще всего упрекают за переменчивость и отсутствие логики. Докажи, что это не так и что системность и четкость – это твой стиль.
3. Умей договариваться. Многие предпочитают работать с мужчинами, полагая, что с ними «легче договориться». Продемонстрируй, что женщины умеют это отнюдь не хуже мужчин.
4. Забудь про «мымру». Время бесполого существа, которое «руководит чем-то», ушло в прошлое. Твой имидж – твое оружие.
5. Привлекай мужчин. Многие опасаются, что женщина-руководитель превратит компанию в «бабье царство». Избавиться от этой опасности просто: расставь на ключевые позиции мужчин.
6. Умей отступать. От женщины всегда ждут большей гибкости. И коль скоро даже великие полководцы-мужчины владели искусством отступления, то прекрасной половине человечества это тем более по плечу.
7. Обращайся за помощью. Мужчины обожают помогать «слабым женщинам»: используй это себе на благо.
8. Следуй природе. Любой коллектив – большая семья. Умей быть для кого-то – заботливой мамой, для кого-то – почтительной дочерью, а для кого-то – надежной подругой. Главное – не перепутать.
9. Используй «секретное оружие». Идеи Фрейда еще никто не отменял, а флирт по-прежнему считается одним из эффективных способов коммуникаций
10. Оставайся собой. Никогда не забывай, что руководитель ты лишь несколько часов в день, а женщина – круглосуточно и без перерывов на обед.
Текст: Ян Арт, журнал «Карьера [3] специально для «Иной газеты»
Илл. из архива «Иной газеты»
Cсылки в статье:
[1] https://www.beriki.ru/lichnoe-mnenie
[2] https://www.beriki.ru/author/yan-art
[3] http://www.kariera.idr.ru/