Телевидение от "Я". У тебя есть сюжет!? Perpetuum

Продолжение. Предыдущие части:

БУДНИ
День тележурналиста начинается… А когда как он начинается. Когда надо, тогда и начинается. Вот только во сколько ты в этот день появишься на работе? День тележурналиста заканчивается… Да, заканчивается, это я точно говорю. Вот только во сколько ты в этот день появишься дома?

Как правило, рабочий день начинается с курилки. И кофе. И Интернета. Опоздания не приветствуются. Даже если по уважительной причине. Как правило, некоторая часть съемок расписана накануне, и уже есть репортеры, которые поедут все это снимать. Твоя задача – искать, обзванивать, генерить. Предложить что-нибудь снять. Хотя бы попытаться предложить.

Где-то к середине дня Редактор, Продюсер, Координатор и Ведущий – он же Выпускающий Редактор садятся на оперативку. Продюсер и Координатор докладывают обстановку – кто, что, где снимает. Принимаются решения, что пойдет в выпуск, в каком порядке, чего еще не хватает.
Примерно в это же время со съемок начинают возвращаться репортеры. Но не всегда. Бывает, что первый сюжет выпуска новостей приходится снимать за час до эфира. Ну, вдруг пожар где? И большой? Или еще что? Такая новость может пойти первой.
Репортеры садятся отсматривать снятый материал и писать свои нетленки. Операторы курят «бамбук» или их снова загоняют на следующие по графику съемки.

Часам к двум дня более или менее вырисовывается общая картина выпуска. Количество сюжетов, синхронов с видео, устняшек, статичек, опросов и всякой другой начинки. Часть репортеров вовсю строчат, вернее, долбят по клавиатуре. Пишут сюжеты.
После того, как сюжет написан, за него принимается Редактор. Правит. Шлифует. Доводит до ума. Убирает глупости и облагораживает.
Вычитанный сюжет распечатывают и журналиста отправляют на монтаж. К видеоинженерам. Там происходит процесс совмещения того, что накропал репортер, с картинкой, которую снял оператор.
В пять-шесть часов выпуск почти готов. Редактор и Выпускающий Редактор пишут или правят подводки к сюжетам. Это тот текст, который прочитает в эфире Ведущий.
Параллельно Продюсер и Координатор уже планируют выпуск завтрашнего дня. Выпуск-то на завтра никто не отменял!

За 15-20 минут до эфира Ведущий «рисует лицо» - гримируется, укладывает волосы, переодевается в эфирную одежду. Время икс наступает за несколько минут до эфира.
«Здравствуйте!»Ведущий в студии, Режиссер и Звукооператор – за пультами, Редактор со скриптом в руках за их спинами.
Три, два, один. Мотор. Эфир.

Нравится? Хм. Я вас обманул. Все гораздо хуже. Во много-много раз.

ПЕРПЕТУУМ МОБИЛЕ
Телевизионные новости – это перпетуум мобиле. Все в движении. Всегда. Другой разговор, что движение может быть упорядоченным. А может – броуновским.
Сюжеты «слетают», картинка – дрянь, текст – отвратительный. Монтаж стоит, все копаются. Машина сломалась, зажевало пленку в просмотровке, забыл записать стэнд-ап, повисла сеть, принтер не работает.
Редактор, ругаясь матом, обещает всех медленно и мучительно уничтожить.
Телевидение – это огонь, в котором мы сгораем.
И нам это нравится.

У ТЕБЯ ЕСТЬ СЮЖЕТ?
«У тебя есть сюжет?!... Нет…. ЧЕГО СИДИМ?!» Нормальный разговор продюсера, выпускающего редактора или редактора заданий с репортером. Нормальное начало дня на любой нормальной телекомпании.

Где взять новость? Где найти повод? Это вопрос животрепещущий не только для начинающих. Для давно действующих журналистов поиск темы является ничуть не меньшей головной болью. Пришел с утра на работу. Сел за компьютер. В мозгу – ветрено, мглисто. Идеи, если еще и конец недели на носу, приходят по большей части нерабочие. Если понедельник – все еще живут уик-эндами.

Вячеслав Дегтярников, в бытность свою редактор заданий телекомпании «Рифей-Пермь», начинал свой рабочий день с зарядки для голосовых связок. Орал, то есть. На репортеров. На всех. Каждый день. Одну и ту же фразу. «У тебя есть СЮЖЕТ?!»

Орать, предположим, и не совсем корректно, но, если у тебя каждый день с утра почему-то нет сюжета, то… Даже если Редактор – ангел во плоти, рано или поздно его крылья сточит моль. И начнут лезть рога. Так что Вячеслава Дегтярникова я прекрасно понимаю. Сам орал. На всех. Каждый день. Одну и ту же фразу. «У тебя есть СЮЖЕТ?!»

Редактор кричит из-за меня. Из-за тебя. Из-за нас. Непролазно-бездарных-тупых-ленивых-сына-обезьяны-и-ишака репортеров. Потому что если ты думаешь, где и как найти новость, Редактор думает, где и как ему найти столько новостей, чтобы сделать выпуск. Редактор – это Бог. Мой. Твой. Наш. Персональный.

Поэтому, чего СИДИМ?! У тебя есть СЮЖЕТ?!


Автор - тележурналист

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова