Образованию нужен тайм-АУт

Семь раз отмерь, один раз автономься

Не успели детсады и школы Березников привыкнуть к новой – подушевой – системе финансирования, как всем муниципальным образовательным учреждениям предложили преобразоваться в автономные учреждения (АУ). Перемены – это всегда море неизвестности, вопросов, споров, страхов, пусть даже в самостоятельное плавание отправятся далеко не все и, возможно, не навсегда: по словам председателя Комитета по вопросам образования Сергея Злобина, все будет зависеть от финансовой ситуации, в которой окажутся детский сад или школа. Пока 62 образовательных учреждения из 104-х выразили согласие.

По мнению председателя КВО Сергея Злобина, работа в качестве автономного учреждения позволит более оперативно решать все вопросы, и самое главное – финансовые. Руководитель автономного учреждения может ввести свое штатное расписание, отличное от отраслевой сетки, провести конкурс на организацию поставки продуктов, который позволит снизить затраты на организацию питания, уйдя от давнишнего монополиста, и распоряжаться оставшимися фондами по своему усмотрению.

Почему именно детским садам оказывается большее внимание, чем другим образовательным учреждениям? Потому что у них самая сложная ситуация по оплате труда и они стоят на пороге децентрализации. Они должны получить собственный лицевой счет и начать вести свою финансово-хозяйственную деятельность. Мы со своей стороны можем предложить им помощь централизованной бухгалтерии, которая будет выведена из состава Комитета. При этом родительская плата не увеличится, будет определена стоимость содержания одного ребенка в детском саду или другом образовательном учреждении, которая на сегодняшний день составляет от 50 до 70 тысяч в год в соответствии с видом образовательного учреждения и предлагаемыми ими услугами.

Пока никто не может сказать, сколько образовательных учреждений станут автономными. Сейчас они готовят свои предложения в КВО, описывая свои образовательные программы, имущество, дополнительные услуги, проекты уставов и прочее. В соответствии с постановлением Правительства РФ, есть учреждения, которым статус муниципального учреждения изменить нельзя. К ним, например, относятся учреждения образования компенсирующего типа. В течение февраля все документы по учреждениям будут рассмотрены, и тогда будет принято решение о переходе в автономное плавание.

На заседании социальной комиссии городской Думы, где этот вопрос рассматривался отдельно, депутаты предложили «не делать резких движений» и подробно обсудить возможность перехода образовательных учреждений в АУ на депутатских слушаниях в марте.

– Я не против такой формы работы для образовательных учреждений. Принцип автономии уже опробован в других регионах, есть положительный опыт, – говорит депутат городской Думы Людмила Рындина. – Но мне не понравился подход, с каким все это было сделано: всех и сразу отправить в самостоятельность. Я считаю, что сначала необходимо подготовить нормативную базу, отразить все критерии для образовательного учреждения, которые необходимы для перехода в «автономку», просчитать все возможные риски. На заседании рабочей комиссии мы получили ответы на наши вопросы, но не на все. И пришли к выводу, что Комитет по вопросам образования совместно с представителями городской администрации должны представить программу, в которой должны быть прописаны все этапы перехода в автономное учреждение. Понятно, что одного желания коллектива при этом недостаточно.

Председатель муниципального управляющего совета по развитию системы образования Алексей Ельцов также поддерживает идею о том, что вся работа по переходу образовательных учреждений в автономные должна быть систематизирована: Конечно, система образования должна соответствовать новым экономическим реалиям. Но все учреждения не должны сразу стать автономными, должен пройти эксперимент с участием тех образовательных учреждений, которые способны самостоятельно жить и развиваться. И для этого потребуется время, достаточное для того, чтобы понять, что это выгодно и тем, кто потребляет эту услугу, то есть родителям и детям, и самим педагогам. Никто не должен пострадать.

А действительно, готовы ли сами образовательные учреждения (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования) стать самостоятельными? По мнению некоторых заведующих детских садов, они не готовы. Руководители многих детских садов последнее время сменились и не имеют требуемой подготовки в юридической и бухгалтерской областях. Для того, чтобы вести предприятие (а учреждения по факту становятся предприятиями), необходимы хотя бы элементарные навыки ведения бухгалтерского учета и знания нормативных документов. Теоретические-то знания у них есть, но как применять их на практике – опыта недостаточно. И сейчас, по мнению заведующих, они не знают, что их ждет дальше, каким образом будет выстроена система работы образовательных учреждений в новом формате. Если переход на подушевое финансирование неизбежен, то с переходом на автономию надо быть очень осторожными. Этот путь тернист и имеет много подводных камней, поэтому – и к этому, как мы видим, склоняются все участники и наблюдатели процесса – он должен быть постепенным и очень аккуратным. Ведь мы не хотим упасть в финансовую пропасть…

Вся эта дискуссия проходит на фоне все еще не выплаченного аванса работникам системы образования. И еще один животрепещущий вопрос, касающийся заработной платы работников бюджетных учреждений, – повышение минимального размера оплаты труда, вместе с приятными переменами привнесшее массу проблем при очень ограниченном фонде оплаты труда. Но об этом – в следующем номере газеты «Неделя.ru».

Текст: Александра Митина, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Илл. из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс