Датский материал

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

А новый год подкрался незаметно. Впрочем, впереди ещё три дня старого, високосного, 2008-го. Хотя с точки зрения практической журналистики это ничего не меняет. Всего лишь очередная дата календаря, к которой можно приурочить какую-нибудь публикацию или серию публикацию, или даже весь номер отдать под датские материалы.

Посвящённым и причастным нашим читателям вполне понятно, почему слово «датские» в данном случае следует писать без кавычек, хотя это прилагательное не имеет никакого отношения ни к принцу Гамлету, ни к Копенгагену. Для не очень посвящённых или совсем непосвящённых, но интересующихся, поясню, что «датскими» в практической журналистике прозываются публикации, посвящённые какой-либо ДАТЕ. Юбилей, скажем, ОптикоВолоконного Завода Горно-Спасательных Машин. Или Первое мая. Или, как сейчас, Новый год. Т.е. информационным поводом для такой публикации выступает не, как положено в качественной журналистике, событие или хотя бы очень интересный человек, а календарная дата.

На самом деле один из самых непочтенных и, как сказал бы один из моих знакомых братьев по перу, беспонтовых видов нашего ремесла. И потому, что материалы на повторяющуюся из года в год тему (а никакой, повторю, иной темы, кроме обозначенной ДАТЫ, на самом-то деле в этой публикации и нет, как бы ни изощрялся автор) получаются всё хуже и хуже, буквально как публикации калийной прессы со своей единственной темой, сами знаете какой; и потому, что датские материалы – это халява, которая уважающему себя качественному журналисты постыдна. А ведь халява, однозначно, как сказал бы один из моих знакомых политиков. Не нужно сильно голову ломать, что писать, как писать, о чём писать (ударение ставьте в каком угодно слоге). То есть, конечно, голову ломать нужно, но в строго определённых рамках, что, разумеется, легче, нежели истинно творить.

Хотя, конечно, смотря для кого легче и смотря с какой стороны посмотреть. Для некоторых представителей нашей профессии вообще нелегко из себя хотя бы десяток связных строчек на любую тему выдавить, не то, что раба. Для таких, разумеется, хоть штурм Зимнего дворца описывай, хоть девяностую годовщину этого штурма – всё тяжело. Таких «некоторых» в нашем цехе много (в том смысле, среди тех, кто причисляет себя к работникам прессы и получает зарплату на соответствующей должности) и к каждой дате чуть не в каждой редакции слышны стоны и плачи этих самых «некоторых». Однако верить и сочувствовать им не следует. Потому хотя бы, что на самом деле в журналистику таких «некоторых» занесло по нелепой случайности и на самом деле место им… где-нибудь в другой профессии. Но жёсткого профессионального отбора в современных СМИ нет, жёсткие критериев, кто именно имеет право получать зарплату в СМИ и зваться «журналист», тоже нет, поэтому они находятся среди нас. Это, увы, научный факт.

Однако и для действительных журналистов, даже для самых отъявленных и очень качественных, работа над датскими материалами может представлять немалое затруднение. Именно потому, что они – качественные, а тема – из года в год.

Конечно, немного облегчает жизнь то, что контингент зрителей – слушателей с течением времени, из года в год потихоньку обновляется, и постоянно существует некоторое число читателей и зрителей, для которых, скажем, новогодние предсказание Ванги, личное поздравление Главы города и начальника пожарной охраны, рекомендации по встрече будущего года в обнимку с жёлтым слонёнком покажутся внове и будут читаться взахлёб. Но это не спасает ни от въедливого взгляда постоянного читателя (и почитателя), которому всякий раз свежатинку подавай, ни от самого жестокого судьи качественного журналиста – самого себя. Своих амбиций и отношения к самому себе, как к постоянному творцу чего-то нового, свежего и интересного. Или, скажем в рамках определённой в нашей Школе идеологии журналистики, бизнесмена, который производит свежую и только свежую, разнообразную информацию.

Если таких амбиций и такого отношения к самому себе у качественного журналиста уже нет, то… Всё, спёкся качественный журналист. Ему пора либо на пенсию, либо преподавателем на журфак, либо в главные редактора какой-нибудь синекуры - там, где от главного редактора требуется только строчка в титрах или выходных данных, не более. Словом, надо менять сферу деятельности. Или, по крайней мере, её вид. А пока амбиции и отношение к себе как к создателю и творцу ещё сохраняются, журналист будет при подготовке датского материала мучиться. И, потерпев неудачу, корить – хотя бы и втихомолку, наедине с зеркалом – себя, а неудача более чем вероятна, ибо дело это – сотворить свежее и интересное к ДАТЕ – почти неосуществимое.

Но необходимое в смысле неизбежное. Потому что в определённые моменты календаря «можно сделать материал к ДАТЕ» оказывается «нужно сделать материал к ДАТЕ». Потому что интерес потребителя диктует тематику, и определённые календарные даты оказываются в центре потребительского интереса. Вот Новый год – одна из таких дат.

И каким образом эту проблему решать, вас не научат ни на одном журфаке. Нет таких рецептов. Единственный помощник здесь – только Ваша личная находчивость и Ваше журналистское умение находить нестандартные повороты в давно известных и, казалось бы, разработанных темах. Тут главное помнить – потребитель ждёт от Вас свежатинки и только свежатинки. Но каким образом эту свежатинку добыть, каждый может решить только сам.

Вот, например, данная лекция в нашей Школе – и есть тот самый датский материал, написанный по специальному указанию просто потому, что через три дня Новый год и все мысли у всех наших потребителей именно об этом.

С наступающим Вас, уважаемые читатели. Успехов и удач. И до встреч в 2009 году.

Текст: Александр Наковальня
Илл. из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковские СМИ

Школа Лучникова