Зверь по имени Кризис

В банковской и производственной сферах уже подсчитывают убытки. А как обстоит дело в розничной торговле? Россия – страна парадоксов: если за рубежом во время кризиса розничные цены падают, у нас, наоборот, растут, как ни в чем не бывало. Не боятся ли предприниматели разориться?

– На нашей сети кризис пока никак не отразился, – говорит директор торговой сети «Купец» Игорь Топтыгин. – Однако есть и некоторые нюансы. Поставщики уменьшили отсрочки по платежам, составлявшие раньше и месяц, и более. К примеру, поставщики табачной продукции заявили о своих намерениях работать только по предоплате, спиртосодержащей продукции – сократили дни реализации. В связи с этим нам придется пересмотреть ассортимент, выбрать наиболее покупаемые товары. К примеру, будет не 300 видов спиртного, а только 50 самых популярных. То же и с другими продуктами. В результате пострадает-то покупатель, потому что выбор может быть существенно ограничен. Но о сокращении рабочих мест даже не задумываемся: работы у нас хватает.

Пока, конечно, даже люди, уже получившие уведомления о сокращении рабочей недели или о предстоящем сокращении штатов, еще не ощутили необходимости пересмотреть свои расходы: ведь зарплата поменьше – только через месяц, а увольнение – вообще через два. Все это они почувствуют на себе потом – скорее всего, после новогодних каникул.

– Сейчас, в эйфории подготовки к встрече Нового года, ни магазины розничной торговли, ни покупатели не ощутят последствия кризиса, – считает директор ООО «Карусель» Вячеслав Горшков. – Все ждут наступления нового года, каких-то изменений. В наших магазинах все в порядке: продукция поступает как прежде, резкого снижения объемов продаж не наблюдается. Закрывать магазины и увольнять людей мы не собираемся. Пожалуй, что основным препятствием для продолжения нормальной работы нашей сети станет необходимость более быстрых платежей поставщикам. Это больше связано с кредитными ресурсами, поэтому им для оплаты кредитов в связи с повышением банковских ставок требуется больше средств. Нам придется несколько активизировать работу по товарообороту, пересмотреть линейку продуктов.

– Пока мы на прочном «плаву», кризис по нашему предприятию не ударил, – говорит и.о. директора фирмы «Эфа» Владимир Нелюбин. – Понижения спроса на продукты питания не наблюдается – кушать хочется всем при любых обстоятельствах. Соответственно, не предвидится сокращения штатов. Конечно, банки повысили процентные ставки по кредитам, но мы в связи с этим никаких проблем не испытываем.

ТРУДНОДОСТУПНЫЙ КРЕДИТ
О повышении процентных ставок в банках стало известно еще в конце сентября. Но не только повышение ставок стало камнем преткновения в получении кредитов. Предпринимателям стало достаточно трудно получить кредитные средства. Ужесточились требования к потенциальным заемщикам: в обязательном порядке проверяется работа предприятия, отсутствие задолженности по налогам, кредитная история должна быть идеальна, то есть не должно быть просрочек по оплате, других штрафных санкций к заемщику. Кроме того, предприятие должно внести залог в виде ликвидного имущества.

Для нас же с вами, рядовых покупателей, повышение банковских кредитных ставок обернется банальным ростом цен, причем он будет постепенным. И начнется, скорее всего, не с розницы, а с оптовых баз. Соответственно, предприятия розничной торговли будут вынуждены увеличивать цены, даже не увеличивая собственную прибыль.

РАСПРОДАЖИ НЕИЗБЕЖНЫ
Придется, видимо, урезать мечты и о новой бытовой технике в дом...
– Отсутствие стабильности повлияло, прежде всего, на покупательскую способность, – комментирует директор магазина «Сателлит» Владимир Чепкаленко. – Спрос на бытовую технику упал. Например, у нас примерно на 50% снизилась реализация товаров в кредит. Получше ситуация с продажей за наличный расчет, что объясняется предстоящими новогодними праздниками. Люди приобретают подарки, но, как правило, это предметы первой необходимости. А вот дорогостоящую технику покупают гораздо реже. В этих условиях приходится снижать цены на товары, проводить различные рекламные акции. Например, в прошлом месяце каждому покупателю мы дарили подарок. В декабре предоставляем 12%-ную скидку на вторую покупку. Обострилась ситуация с кредитованием. Банки не предоставляют кредиты в том объеме, котором хотелось бы. Что касается сокращения персонала – не поверите, но нам даже требуются сотрудники. Экономим расходы, в основном, за счет каких-то внутренних издержек. Но в целом, фирма продолжает работать, как и раньше. Будем ждать второй волны кризиса, – в том, что она придет, можно не сомневаться.

ПОГОВОРИМ О КРИЗИСЕ СО ВСЕЙ СТРАНОЙ
11 декабря, с 14.00 до 16.00 пройдет интернет-мост журнала «Профиль» и портала Finarty.ru Москва-Петербург-Казань-Березники-Самара-Оренбург, посвященный развитию российского рынка кредитного брокериджа. Соорганизаторы интернет-моста – портал Pro-Credit.ru (Москва), интернет-портал «Белая полоса» (Петербург), портал TatCenter.ru (Казань), портал «Иная газета» (Березники), портал www.bankir.ru.
На вопросы российских финансовых журналистов ответят топ-менеджеры российского банкинга. Результаты интернет-моста будут опубликованы в журнале «Профиль», на сайтах организаторов и партнеров, также на ряде российских финансовых порталов. Выступления участников используются в публикациях журналистов в ряде российских изданий. Основные темы моста:
- Изменение финансового ландшафта в результате экономического кризиса;
- Проблемы и перспективы банковского ритейла;
- Сможет ли выжить российская ипотека;
- Частные инвестиции: куда податься?
- Ситуация на финансовых рынках: страхование, лизинг, факторинг, брокеридж;
Вчера приглашение на участие в интернет-мосте получила также березниковская независимая газета “Неделя.RU” . Кстати, читатели «Иной газеты» могут задать вопрос участникам интернет-моста прислав его на finarty@yandex.ru.

ЛЕКАРСТВА ПО КОШЕЛЬКУ
Еще одна составляющая семейного бюджета, требующая еженедельных расходов, – это лекарства. Тем более, в условиях наступающей эпидемии гриппа лекарства и витамины потребуются каждому жителю.

– Покупательский спрос уменьшился, – говорит заведующая аптеки сети «Планета здоровья» Татьяна Коровина. – В первую очередь, не на лекарственные препараты (их люди все равно будут покупать – куда деться?), а дополнительные аптечные товары: косметику, предметы гигиены. Соответственно, уменьшился и товарный запас, ассортимент. Из-за трудностей с кредитованием предприятий поставщики стали хуже обеспечивать лекарствами. Тем не менее, по заявкам покупателей мы работаем также налаженно, как и раньше. А на наших сотрудниках кризис не отразился – предприятие о нас заботится.

То есть все составляющие, необходимые для жизнедеятельности человека, претерпели изменения. Конечно же, мы будем и есть, и покупать бытовую технику, и лечиться, но, похоже, это будет происходить в несколько сокращенном варианте. В общем, ручной и ласковый зверек по имени Кризис вполне вероятно может стать прожорливым и неуправляемым зверем, с катастрофической скоростью поглощающим наши доходы. И сокращающим расходы…

Текст: Александра Митина, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис