Не идеальный "Адмиралъ"

Знакомо ли вам такое чувство? Вы прожили в целом прекрасный день. Вы были влюблены и счастливы. Кругом восторженно пела о жизни весна. Люди вам улыбались в ответ, и птицы взмывали в голубое бесконечное небо. И вот вы поздно вечером пришли домой, сняли обувь, налили себе чаю, устало улыбнулись и внезапно почувствовали какой-то непонятный груз на душе. Вы вспомнили, что пропустили в этот день мимо ушей известие о том, что кто-то неизлечимо болен. Тягостное ощущение несовершенства вдруг наполнило вас до краев. И счастье несколько поблекло, и день стал реальным. Земным днем. Чувства, похожие на эти, родил во мне фильм «Адмирал».

Премьера фильма «Адмиралъ» сегодня синхронно демонстрируется в обоих кинотеатрах города. Судя по практически полным залам, картина приносит хороший доход и создателям, и прокатчикам. Можно долго рассуждать об умело расставленных «ловушках» для зрителя. Среди них: уже ставший после «Иронии судьбы-2» шаблонным актерский состав, грамотный и дорогой пиар, жанровый «супчик» из беспроигрышных в плане «смотрибельности» ингредиентов – исторической драмы и любовной мелодрамы.

Но говорить о чьих-то удачных маркетинговых ходах не хочется. Хочется говорить о прекрасном.

А прекрасное в «Адмирале» есть. В основе сюжета – любовная история, развивающаяся на фоне событий первой мировой и гражданской войн в России. Совершается попытка кинематографического осмысления братоубийственной трагедии начала прошлого века. Неоднозначная в нашей истории фигура – адмирал Александр Колчак предстает в фильме как благородный военачальник, преданный отчизне белогвардеец, верующий, честный и влюбленный человек. Идеальная историческая личность. Коей, как известно, в природе не существует.

Но во время просмотра «Адмирала» в этот идеал веришь: Константину Хабенскому удается образ военного «в белых перчатках». Героя, внутренне глубоко эмоционального, внешне – застегнутого на все пуговицы мундира. После «Часа пик» «Адмирал» – пожалуй, самая «подробная» работа актера. Поворот головы, взгляд, манера держать сигарету и курить – и чувства, мысли адмирала понятны зрителю без слов.

К прекрасному в фильме, думаю, стоит отнести и восхитительную работу операторов с цветом и светом: усыпанные осенними листьями аллеи, голубое, во весь горизонт, небо и на его фоне – белоснежная чайка. Сколько самоутверждающей жизни в этих кадрах! И, наоборот, сколько ужаса в других: на белоснежном снегу – трупы «белых» офицеров в черных мундирах.

Женщин в зале тронула красивая любовная история Александра Колчака и Анны Тимеревой, которые за отмеренное им судьбой время «даже ни разу не потанцевали». Многие плакали. Можно было поспорить о фактурности актрисы Елизаветы Боярской, которая на «жену декабриста» не тянет. Но раз людей тронуло, значит, сыграно было хорошо.

Честно говоря, мне более ценной в фильме показалась военно-патриотическая линия, которую незаслуженно и второпях «зажевали». И прикрыли громкими спецэффектами, словно могильной плитой. Придающие фильму подлинную ценность сцены присяги Колчака, прорыва отряда Каппеля и его смерти (отличная роль второго плана в исполнении Сергея Безрукова) – к сожалению, потонули в общей сумятице желаний создателей фильма. Показать трагедию исторической личности, любовную драму, современную трактовку событий гражданской войны на одинаково высоком художественном уровне не получилось.

Отсюда – ощущение несовершенства, возникающее после просмотра фильма «Адмирал». На следующий день его уже начинаешь забывать…

Текст: Елена Азанова, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Илл.: кадр из фильма "Адмиралъ"

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кинематограф