Кино как поле боя

Голливуд готовится выдать на-гора четвертую по счету часть фильма «Терминатор», в которой в качестве главной звезды вместо нынешнего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера снимался другой популярный актер – Кристиан Бейл. На днях в калифорнийском Сан-Диего компанией Warner Brothers уже представлен проморолик очередной серии. В нем можно увидеть взрывы, стрельбу, скрытые противогазами лица, раздавленные черепа и танки со страшными гусеницами.

Такой видеоряд чем-то напоминает «Чистилище» – нашумевший в девяностых в России фильм телевизионщика Александра Невзорова о чеченской войне. Впрочем, действие очередного голливудского шедевра происходит в 2018 году. Режиссер картины Джозеф Макджи Никол, представляя его, заметил, что новый фильм будет «апокалиптическим и мрачным». В нем будет показан мир после «ядерного холокоста», где «гигантские советские танки давят всех действующих лиц».

Характерно, что танки именно советские. Киноиндустрия США снова напоминает зрителям, кто является главным врагом «всего прогрессивного человечества». Таким образом, России, как наследнице СССР, опять отводится роль «Империи зла». Как известно, Голливуд – это флюгер, подстраивающийся под политическую конъюнктуру момента. А кинематограф сам по себе – идеологическое оружие. Видимо, за океаном на нас снова обратили пристальное внимание. Пора бы отечественным прокатчикам перестать пытаться заработать как можно больше на заокеанской антироссийской пропаганде, а доморощенным творцам «важнейшего из искусств» принять идеологический вызов, исходящий из Нового Света.

Конечно, зачастую образ врага создается американскими режиссерами и актерами столь топорно, что любой не лишенный чувства юмора человек лишь посмеется над их экзерсисами. В свое время великий американский режиссер Стэнли Кубрик, весьма критически относившийся к Голливуду, едко высмеял подобные стереотипы своих соотечественников в фильме «Доктор Стрейнджлав», в котором зрителю предъявлялся сценарий начала тотальной ядерной войны. Справедливости ради отметим, что и нашим партийным бонзам там тоже досталось. Но и после этой картины американские киношники продолжали и продолжают штамповать аляповатых «плохих русских» на конвейере «фабрики грез». Достаточно вспомнить некоторые серии «бондианы», «Рембо» или последнего «Индиану Джонса», где СССР приравнивается к нацистской Германии. Этот блокбастер, кстати, прошел в России усилиями отечественных же прокатчиков на рекордном количестве экранов.

Между тем на Западе в случае, если какой-либо фильм по политическим причинам не нравится властям, его прокат не стесняются ограничивать. Например, так было несколько лет назад с получившим Золотую пальмовую ветвь в Каннах фильмом Кена Лоуча Wind That Shakes The Barley (у нас он пошел под названием «Ветер, что качает вереск»). Это бескомпромиссная и рассказанная с нескрываемым сочувствием история о борьбе Ирландской республиканской армии (IRA) против британцев в начале прошлого века вызвала бурю гнева в Англии. Бойцов IRA там, как известно, считают террористами. И, несмотря на триумф на одном из главных мировых кинофорумов, на большой экран Wind That Shakes The Barley на Туманном Альбионе так и не выпустили. Не совсем понятно, почему со многими западными фильмами до сих пор не поступают также в России, хотя тенденция к жесткой идеологической конфронтации, которая в самом ближайшем будущем способна перейти в горячую стадию, – налицо.

Но, несмотря ни на что, благодушный российский обыватель продолжает упиваться относительной стабильностью в стране, жует в кинотеатрах попкорн и предпочитает прятать голову в песок. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, опубликованным на прошлой неделе, 47% россиян относятся к Соединенным Штатам положительно, и еще 2% – очень хорошо. В то же время недолюбливают «дядю Сэма» 23% опрошенных, а видят в нем врага – всего 6%. Такое добродушие может скоро выйти боком, ведь за океаном взаимностью россиянам не отвечают. «Мы должны исправить поведение России», – сказал недавно кандидат в президенты США Джон Маккейн в интервью телеканалу ABC. Как США исправляют чье-либо поведение, можно увидеть, например, в Ираке. Ну и в российских кинотеатрах, демонстрирующих голливудские «патриотические» боевики.

В свете такого положения вещей российское общество неплохо было бы слегка встряхнуть. В частности, выпустив серию фильмов, которые могли бы стать асимметричным ответом американским агиткам. Они не должны уступать заокеанскому продукту в зрелищности, но при этом должны быть чем-то б

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс