Угроза синего реванша

Ростовская тюрьма внутри. Их там много...

По Перми ползут зловещие слухи, мол, не так давно вышел из тюрьмы некто Прокоп, который якобы сегодня активно собирает вокруг себя «организованное преступное сообщество». Что-то будет. К тому же ведь не один он освободился — из тех, кто частым бреднем загребались в зоны на рубеже веков, во время эпохи «укрепления государства». Те, кому дали тогда 7-10 лет, сегодня благополучно отмотали свои сроки и выходят сейчас «на свободу — с чистой совестью». Вот и в соседнем Екатеринбурге все ждут, как повлияет на нынешние социально-экономические расклады освобождение тамошнего большого авторитета — кажется, Терентия или как его там. В общем, задуматься есть о чем.

Если хорошо разобраться, то сегодня угроза всплеска уголовной активности выглядит еще более серьезно, нежели в проклинаемые 1990-е. В это верится пока слабо, ведь кажется, что со сцены активных экономических действий «братву» убрали на задворки процессов, оставив им мелочь вроде автостоянок да розничного рынка наркоты. Криминальные пугала прошлых лет сегодня являются либо степенными бизнесменами средней руки с невразумительным политическим прошлым, либо прилежными тружениками, например, сферы ЖКХ. А то и вовсе живут за границей, изредка наезжая в Пермь из теплых стран — предаться ностальгии среди березок и сосен Камского правобережья. И все же основания для тревоги есть.

Число «отсидентов» родом из «лихих 1990-х» идет на тысячи. Они занимали разные ступени в уголовной иерархии: от маститых «воров в законе», управлявших целыми империями, до мелких «торпед». Наивно полагать, что за годы заключения они как-то изменили свое мировоззрение и методы ведения «бизнеса». Глупо также считать, что их внутренние иерархические связи окончательно прервались: они лишь видоизменились, мимикрировали под условия внешней среды. Все это опытные мастера «разводок» и «подстав», рэкета и мошенничества, а кое за кем тянется кровавый шлейф шириной с Каму в районе Чайковского.

Да, кто-то из них предпочтет «уйти на пенсию», удовольствовавшись припрятанными «с тех еще времен» активами, позволяющими жить припеваючи где-нибудь в Испании или в Эмиратах. Но не все, далеко не все. Кому-то не позволяет так поступить финансовое положение. Кому-то — «понятия» или, если угодно, активная жизненная позиция. Кто-то затаил планы мести и ждет не дождется случая их реализовать. Кого-то просто манят новые возможности — кто сказал, что их сегодня нет?

Таким образом, формирование новых криминальных сообществ на базе старых связей и кадров — явление вполне предсказуемое. Можно возразить, что в эпоху «крепкого государства» и первых ролей, которые играют в его жизни силовики, дракону криминала быстро обрубят головы наши доблестные правоохранительные органы. Но тут мы упираемся в парадоксальное явление: «органы» сами изрядно постарались для того, чтобы не только сделать угрозу «синего реванша» осязаемой, но и обеспечить его потенциальными квалифицированными кадрами.

Речь идет об огромном числе так называемых «экономических преступлений», кривая роста которых после «дела Ходорковского» превратилась почти в вертикаль. Только обыватель, по определению презрительно относящийся ко всем «богатеньким буратинам», может поверить в наличие в подобных делах реального состава преступления. Не будет преувеличением сказать, что львиная доля «посадок» огромного числа владельцев, совладельцев, топ-менеджеров и финансистов российских предприятий — результат банального передела собственности, в который представители «силовой корпорации» радостно окунулись с головой, быстро сообразив, что сегодня им можно если не все, то почти все.

Если рейдеры «первой волны» забирали лишь то, что плохо приколочено (в помощь им шли дрязги между собственниками, вороватый и глупый менеджмент, юридическая безграмотность руководства и коллектива), то новое поколение рейдеров отдирает то, что приглянулось, с кровью и мясом. За их спиной — гранитная стена силовиков, способных обеспечить организацию и беспрепятственное прохождение по всем ступеням правоохранительной и судебной системы уголовных дел фактически любой степени надуманности.

Те, кто пытается встать на пути этой машины, оказываются просто закатанными в асфальт. Точнее, отправляются на зону по обвинениям в каких-нибудь хищениях, создании «схем» или неуплате налогов. Был бы человек, а статья найдется — это правило действует безотказно и по сей день, а суды зачастую несамостоятельны настолько, что просто штампуют формулировки обвинения. Есть еще чудаки в предпринимательской среде, которые пытаются противостоять отъему их собственности или требованиям встать под новую «крышу» «законными» путями. Им прямо и откровенно заявляют: «Не лезь, сдайся, ничего не докажешь, а пойдешь на зону — против тебя действуют люди такого-то (называется фамилия того или иного высокопоставленного «силового» начальника)». Желающие идти до конца и проверить, соответствуют эти заявления действительности или их просто «берут на понт» упоминанием честных имен видных силовиков, сегодня исправно мотают свои сроки и делают выводы.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс