Лёгкая добыча для пиратов

$25 млрд — такой ущерб ежегодно приносят торговому флоту морские пираты

Ледовый буксир «Свитцер Корсаков» недолго плавал на свободе. В прошлом декабре он был спущен на воду в Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга, в январе отправился в свой первый рейс на Дальний Восток и уже 1 февраля был захвачен пиратами близ побережья Сомали. В прошлую пятницу «Корсаков» все еще находился в плену, шли переговоры о выкупе. Морские разбойники не только история. В мире сейчас действует около сотни пиратских банд, ущерб от них торговому флоту Международное морское бюро оценивает в $25 млрд в год. В горячих точках, где пиратов особенно много, даже дежурят военные корабли НАТО, чтобы в случае необходимости прийти на помощь судам стран-участниц блока. Российских кораблей у берегов Сомали не было.И даже в переговорах об освобождении Россия не участвовала. Ведь попавшее в плен судно, даром что построено в Питере и должно было обслуживать российскую нефтянку, формально не имеет к нашей стране никакого отношения. Так же, впрочем, как и большинство российских торговых судов. Хозяин у «Корсакова» датский, флаг — экзотического карибского государства Сент-Винсент и Гренадины. Российским властям давно не нравилась такая ситуация. И теперь она может измениться.

ГИБЛОЕ МЕСТО
Северо-восточное побережье Сомали, где «Свитцер Корсаков» был взят в плен, — район самый что ни на есть разбойничий. Три из семи последних нападений на российские корабли произошли именно здесь. По данным Минтранса, в 2007 г. во всем мире было зафиксировано 263 нападения пиратов на морские суда — на 10% больше, чем годом раньше. И почти весь прирост пришелся на увеличение пиратской активности в прибрежных водах Сомали, у выхода из Красного моря. Пираты еще со времен Средневековья облюбовали это место. Сейчас движение судов здесь весьма оживленное, и любители легкой добычи без дела не сидят. Правда, их образ потерял былую романтичность. Вместо фрегатов с черными парусами и Веселым Роджером на флаге они обзавелись быстроходным катером, а вооружению их позавидует любая береговая охрана. В районе Сомали действует несколько десятков таких банд.

«Свитцер Корсаков» направлялся на Сахалин, где должен был заниматься буксировкой танкеров с нефтью. На борту находились шестеро членов экипажа: четверо россиян, англичанин и ирландец. О судьбе их сообщается скупо. Моряки живы-здоровы, вовремя получают еду и питье. Сам «Свитцер Корсаков», тоже в целости и сохранности, стоит на якоре у берегов сомалийской провинции Пунтленд. Владелец корабля, датская компания Switzer Weissmuller, поручила вести переговоры с пиратами специализирующейся на таком общении британской фирме Control Risks. Вот, собственно, и все заслуживающие доверия сведения. Насколько успешны переговоры с пиратами и когда они отпустят корабль с экипажем, на прошлой неделе оставалось тайной. Но, поскольку никаких сокровищ на борту «Корсакова» не было, никто не сомневается, что речь идет о выкупе. Опыт предыдущих захватов подсказывает, что может пройти не один месяц, прежде чем моряки попадут домой, а «Свитцер Корсаков» возвратится к владельцу и сможет продолжить свой путь на Сахалин.

Как ни странно, история российским властям на руку. Под предлогом борьбы с разгулявшимися разбойниками они могут заняться возвращением под свою юрисдикцию всего торгового флота.

ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ
Ситуация выглядит в общем довольно странно. Пираты атакуют беззащитный «Свитцер Корсаков» в Аденском заливе в то самое время, когда военно-морской флот России проводит в Средиземном море и Атлантике самые масштабные за последние десять лет учения. Причем среди прочего отрабатывает и методы борьбы с пиратами. Так почему бы не применить навыки на практике? Ничего подобного.

Узнав о происшествии, руководство флота сделало оперативное, но очень нейтральное заявление: мы, дескать, сообщили о произошедшем в НАТО, но наших военных кораблей у побережья Сомали нет и в дальнейшем не предвидится. В том же ключе выступил и МИД: обязался «внимательно следить» за судьбой российских членов экипажа. И все.

Иначе и быть не могло. «Корсаков», каким бы российским он ни был по сути, по международному морскому законодательству считается территорией другой страны — той самой Сент-Винсент и Гренадины. Это небольшое карибское государство площадью всего 400 км2 просто предоставило за соответствующую плату судовладельцу свой флаг. «Государство может принимать меры лишь в отношении судна, которое ходит под его флагом», — объясняет представитель ФГУ «Служба морской безопасности» Сергей Фомченко. С этим у России проблемы.

Более 60% торгового флота российских судоходных компаний бороздит океан под чужими флагами — обычно их называют «удобными». Ситуация уникальная. В Норвегии и Дании под флагами своих стран ходит практически весь флот, в Японии — 80%. Зачем России такая экзотика? «Удобный» флаг представляет собой подобие офшорной зоны. Зарегистрировав компанию в Гондурасе или на Кипре и переведя на нее корабли, можно не платить НДС, налог на имущество, таможенные пошлины… Да почти ничего не платить. Так работает в России большинство крупных пароходств, например «Новошип» или «Совкомфлот». Ничего не поделаешь, разводит руками высокопоставленный сотрудник «Новошипа», иначе остались бы вообще без прибыли.

С этой схемой российские власти давно мечтают покончить. В мае прошлого года на заседании Морской коллегии Владимир Путин потребовал от правительства принять меры по переводу торгового флота под российский флаг. Казалось бы, чего проще. Ведь самые крупные российские пароходства контролируются государством. Но интересы государства-собственника, желающего получать прибыль от работы пароходств, пришли в противоречие с интересами государства в целом. Да и пожелания частных акционеров, которые есть, например, у того же «Новошипа», никто не отменял. Но главная проблема даже не в этом. Президентский наказ попытались было выполнить хитрым путем: был создан механизм — так называемый второй реестр судов, — позволяющий сделать «удобным» уже российский флаг. Проще говоря, владелец, который заносит судно в этот своеобразный реестр, получает российскую юрисдикцию, но при этом сохраняет те же налоговые льготы, что и в случае традиционного офшора. Но судоходные компании не спешат воспользоваться новой возможностью. На конец 2007 г. в новом реестре числилось не больше 200 судов суммарным водоизмещением 700 000 т. При том что общее водоизмещение всех российских судов составляет 15 млн т.

Идею погубила бюрократия. Обещанные при вхождении в реестр налоговые льготы до последнего времени практически не работали, зато бумажные затраты на смену флага оказались неожиданно высоки. Не так давно президент «Новошипа» Сергей Терехин прикинул стоимость перевода кораблей под российскую юрисдикцию. Сумма получилась немаленькая — $1 млн за одно судно. «Чтобы перевести шесть судов под российский флаг, одно из них придется продать», — возмутился Терехин.

И все же теперь, возможно, судовладельцам придется смириться. Происшествие с пиратами показало, какие проблемы создает для российского флота чужой флаг. Оперативно воспользовавшись возможностью, Дмитрий Медведев на прошлой неделе заявил по поводу захвата российского судна, что присутствие кораблей ВМФ России в мировом океане поможет в борьбе с пиратством, процветающим в морях Азии и Африки, и вообще станет «стабилизирующим фактором». Судовладельцы поняли правильно: ведь без «смены гражданства» судов ни борьбы, ни господства не получится. И заодно вспомнили, что совсем недавно, в декабре, первое предупреждение им сделал и генпрокурор Юрий Чайка. Высказал мнение, что прошлогодние крушения российских судов в Керченском проливе и Японском море связаны с их техническим состоянием и возрастом, которые невозможно контролировать при «удобных» флагах. Когда в игру вступает прокуратура, тут уже не до экономии на налогах.

Текст: Ирина Русанова, SmartMoney

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс