Место встречи изменилось

Чем не Володя Шарапов?

Сериал, который вызвал у меня сначала усмешку, затем – интерес, окончился едва ли не фарсом. Оказывается, в Одессе летом 1946 года действовало фашистское подполье, которое организовали агенты Абвера во главе с неким суперменом по кличке Академик, в миру – помощником военного прокурора (Михаил Пореченков).

Подпольщики, получив указание из какого-то «центра», решаются поднять восстание и захватить Одессу. Но коварный план раскрыт подполковником Гоцманом (Владимир Машков), угрозыском и контрразведкой. Фашистов, терроризировавших город, перестреляли и пересажали. Еще одного супермена, агента Абвера Чекана (Константин Лавроненко), при бегстве застрелили свои же товарищи. Для человека, который знает отечественную историю хотя бы в пределах школьного курса, этого вполне хватит, чтобы написать разгромную рецензию.

ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО
Давайте вспомним историю и мы с вами. В феврале 1944-го Абвер (военная разведка и контрразведка гитлеровской Германии) был ликвидирован, его начальник, адмирал Канарис арестован и через год повешен. Одессу советские войска освободили 10 апреля 1944. Германия капитулировала 8 мая 1945.

Что же делали агенты давно разогнанного Абвера в советской послевоенной Одессе? Кому они служили? Германии, в то время разделенной державами-победительницами на оккупационные зоны? Призраку национал-социализма? Вызывали дух Гитлера из царства теней и получали от него руководящие указания?

С Америкой у одесского подполья связей тоже быть не могло. Холодная война только-только начиналась, и у американцев в Советском Союзе не было хоть сколько-нибудь серьезной агентуры. Зачем в голову сценаристам пришла несчастная мысль об антисоветском подполье и, тем более, о восстании?

Комический герой старой советской оперетты спрашивает комического же атамана: «А есть ли у тебя какая ни наесть программа?» Даже у опереточного атамана что-то вроде политической программы нашлось. Программа же «фашистов» не ясна. Академик с грехом пополам поясняет цели восстания: 1) подорвать авторитет командующего Одесским военным округом маршала Жукова; 2) поднять восстание на Украине.

Ну, и что из этого? Нагадить маршалу Жукову лично? И без того маршал в опалу попал, а тут еще фашистские недобитки пятном на репутации. Допустим, Жукова Академик и Ко ненавидят как воплощение советской власти, но что за восстание они собрались поднимать? В 1946 году на Украине и в самом деле шла война, но не под Одессой, а в Карпатах. Там украинские националисты сражались против советской власти, против коммунистов и против ненавистной Москвы. Однако люди Академика и Чекана на бандеровцев или на литовских «лесных братьев» никак не тянут, да и Одесса никогда не слыла городом «украинским». Морской порт, где жили греки, евреи, русские, украинцы, поляки, турки и еще черт знает кто, всегда был чужд национализма.

Любопытно, что одесское подполье должны поддержать какие-то повстанцы, которые «прячутся в лесах». Что сценаристы не знают истории, нам уже понятно, теперь, оказывается, они не знают и географии. Это какие такие «леса» они обнаружили в окрестностях Одессы? В Одессе есть скверы, парки, бульвары. В окрестностях можно найти заросли кустарника, но никаких «лесов» там сроду не было.

Впрочем, возмущаться бессмысленно. Сценаристы менее всего думали об исторической достоверности. Они попытались создать детектив с элементами боевика или боевик с элементами детектива, чтобы зритель не заскучал, а покопаться лишний раз в справочной литературе, поразмышлять – времени не хватило. Куем железо, не отходя от кассы.

«МЕСТО ВСТРЕЧИ …-2»
Продюсеры дали мне установку, создать новое «Место встречи», – призналась Зоя Кудря, сценарист «Ликвидации».

Пагубная страсть к ремейкам испортила не один телепроект. Объявить сериал ремейком суперпопулярного фильма, давно разошедшегося на цитаты, ставшего неотъемлемой частью нашей жизни, – это прием столь же соблазнительный, сколь и проигрышный. Интерес к показу обеспечен. Но обеспечен и скорый провал, потому что Машкову не переиграть Высоцкого, потому что фильму не избавиться от клейма вторичности, потому что зритель слишком любит тот, легендарный фильм.

Две первых серии «Ликвидации» и в самом деле показались ремейком. Главный герой – энергичный, исключительно харизматичный начальник отдела по борьбе с бандитизмом, невысокий, в кепке, «свой» в среде уголовников. Ощущение «дежа вю» еще долго не покидало меня. Испорченные хлебные карточки, ребенок – свидетель преступления, погоня на грузовиках, неуловимый преступник в офицерской форме, концерт перед киносеансом – пышнотелая солистка исполняет шлягер. Где-то я уже это все видел… Но постепенно ощущение дежа вю исчезло. Чем дольше я смотрел «Ликвидацию», тем меньше находил общего с культовым фильмом Станислава Говорухина.

Отдадим должное режиссеру, сценаристам, актерам: на поводу у продюсеров они не пошли. То есть пошли, но немножко, самую малость. Давид Маркович Гоцман – все-таки не Глеб Жеглов. Владимир Машков преодолел в себе Высоцкого. Суперагент контрразведки и товарищ Гоцмана, спровоцировавший восстание, чтобы «накрыть» все одесское подполье разом, вовсе не похож на Володю Шарапова. Нет ничего общего между Академиком и горбатым. Чекан – романтический герой. Никак он не тянет на сравнение с ловким и беспринципным блатарем Фоксом.

«Место встречи» и «Ликвидация» вообще относятся к разным жанрам. Станислав Говорухин снял реалистичный фильм о работе угрозыска. Это не значит, что в том кино все было «как в жизни», но установка на жизнеподобие присутствовала, а режиссеру удалось сделать художественный вымысел более достоверным, чем сама жизнь.

Создатели «Ликвидации» думали вовсе не о жизнеподобии. Они думали о рейтинге, поэтому напичкали сериал погонями, драками, перестрелками, противостояние Гоцмана с Академиком окончилось голливудовской «финальной схваткой». Все это, как и полагается, завершили хэппи эндом: все симпатичные герои, кроме Фимы Полужида (Сергей Макавецкий), остались живы. Ура!

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кинематограф