«В каждой деревне чё-то да разно»

Это не ошибка – такое название носит книга, выпущенная недавно в Пермском крае. Да и вся суть её – в том, что культурные традиции, несмотря на влияние самых разных культур народов, живущих на одной территории, остаются неизменными. Книга «В каждой деревне чё-то да разно» была презентована на фестивале исторических городов Прикамья, который прошёл в середине августа в Кунгуре. Кстати, материал был собран как раз на территории этого города. Один из авторов книги живёт в нашем городе.

СПРАВКА: Станислав Валерьевич Хоробрых, директор музея «Строгановские палаты», старший преподаватель одной из кафедр филологического факультета Соликамского государственного педагогического института, создатель народной студии «Веретия». По образованию – филолог, по душевному призванию - любитель истории России, хранитель обрядов и открыватель тайн.

- Станислав Валерьевич, заниматься историей может человек только очень увлечённый. Насколько я знаю, это не первая книга, где вы выступаете в качестве соавтора…
- Действительно, это не первое издание по народной культуре, по-моему, тринадцатая книга. Вообще работа над созданием целой серии книг по народной культуре Пермского края – тогда ещё области - началась около десяти лет назад. Сначала были выпущены издания, касающиеся Красновишерского района, Гайнского, Карагайского, Юрлинского (это русский район в составе тогдашнего Коми-Пермяцкого национального округа) и других территорий края. Сейчас презентовано издание по Кунгурскому району и параллельно – по Чердынскому. Вся работа по той книге была выполнена на средства гранта Президента Российской Федерации, а также краевой администрации. К сожалению, пока основной тираж ещё допечатывается: к презентации на фестивале было собрано несколько экземпляров.

- Чем же интересен Кунгур с точки зрения исследователя обрядов?
- Дело в том, что кунгурские земли входили в вотчины баронов Строгановых. Примерно в XVIII веке начинается массовое переселение крестьян с усольских и соликамских земель на более южные территории, в частности, Кунгура. Естественно, переселенцы несли с собой свои устои, свои традиции. И моей задаче было отследить, как трансформируются культуры сразу двух территорий – северной и южной. У нас уже была определённая версия, и она подтвердилась. Весь Кунгур делился и делится до сих пор на две части: баронщина и кунгурщина. Баронщина – это территория, где до сих пор сохраняются традиции, свойственные жителям северной части края, то есть усольские или соликамские. Кунгурщина, напротив, сумела сохранить культуру южной части, одновременно подвергаясь воспринимая внешние признаки своих соседей.

- Как же происходит подтверждение вашим догадкам? Каким образом проводится исследование?
- Реконструкция обряда происходит следующим образом. Проводится сплошной опрос жителей деревень на один и тот же вопрос. В результате опроса формируется какой-то устойчивый элемент обряда, очевидно, это и есть существующая традиция. Пусть один только упомянул об этом, другой назвал тот же элемент, но добавил красок, третий – какую-то деталь. Если же опрошено тысяча человек, и ответ примерно один и тот же, а тысяча первый говорит иное, то понятно, что это человек пришлый или живёт здесь недавно. Давайте на примере. В одной из деревень принято было вводить лошадь на свадьбу в избу. В другой деревне рассказывают, что лошади выносили брагу, чтобы она обязательно попила из корчаги. В третьей лошади завивали косы и так далее. В одной из старообрядческих семей рассказали, как эта традиция сохранилась у них. Лошадь не только в избу вводили, не только брагой поили. Она должна была ещё корчагу копытом разбить, морду отвернуть. Ещё лошадь обливали оставшейся брагой и обсыпали мукой. Позже сюжет начинает варьироваться: и на второй этаж лошадь затаскивали, и в баню водили, и если она не могла войти, раскатывали баню. Но суть одна: лошадь воспринимается в роли тотемного животного, которое может каким-то образом предсказывать судьбу.

- Почему же всё-таки Кунгур, где такие интересные традиции, остались «на второе»?
- Сначала осваивались северные территории, и только потом южные Поэтому они расценивались как территории второго заселения. Причём Кунгур воспринимался даже как третичное заселение.

- Чем может заинтересовать обычного читателя ваша книга?
- Во-первых, стало понятно, что Пермский край – это территория с самыми разными обрядами. Раньше край воспринимали только по одному обряду: Пермский край – это чердынская свадьба. Вот только на территории Кунгура мы проследили два совершенно самостоятельных свадебных сюжета, который между собой перекликаются только наличием жениха и невесты. Во-вторых, интерес к прошлому возобновился. Если раньше народные традиции были вытеснены каким-то элементами советских времён, то сейчас образовавшийся вакуум человек пытается заполнить чем-то новым, лучше сказать, старым, интересным и, возможно, экзотичным. Некоторые из них выглядят как на корове седло. К примеру, когда элемент американской свадьбы накладывают на обычный. Получается, как Ромео и Джульетта в парке культуры. Лучше обратиться к существующим традициям, которые сидят у каждого человека где-то на генном уровне, отвечают климатическим условиям, этике, культуре. И всё трансформируется в современность.

- Что может стать примером для этого утверждения?
- На свадьбу выносили поросёнка, которого обязательно должны были съесть. Но не сразу, а постепенно, учитывая, что свадебный обряд длился от трёх месяцев до недели. Причём в определённый день свадьбы съедалась и определённая часть. Сначала голова, отдельно ушки, затем пятачок, следующий этап – сердце, печень, ножки, в виде холодца появлялся хвост, ну а дальше – жаркое, рёбрышки и прочее. Даже сейчас это самое жертвенное животное, каким выступает поросёнок, присутствует в процессе свадьбы, пусть не целиком, но всё же. Этот поросёнок наделялся плодоносящей энергией. Мало того, в кунгурской свадьбе был и другоё обряд. Выносили маленького ососка (поросёнок почти новорожденный), запекая его так, чтобы он стоял на ножках. У него был веночек, как у невесты, под столом сидел мужик и хрюкал. Жених подставлял поросёнку миску с молоком, чтобы он смог его выпить. Это игровой элемент, но интересный. От этого поросёнка все присутствующие на свадьбе должны были получить долю или кусок божественного счастья, заряд плодоносящей энергии. В общем, говорить о культуре народов, населяющих Пермский край, об особенностях каждой территории можно бесконечно.

Текст: Новая газета-1
Фото Игоря Фалько

ВНИМАНИЕ!
Акция «Человек года», объявленная «Новой газетой-1» совместно с администрацией города, продолжается!

Может быть, человек, рядом с которым вы живёте или работаете, недооценён, и мало кто знает о его заслугах, кроме самых близких? У вас есть шанс восстановить справедливость и публично выразить восхищение человеком, который живёт рядом с вами или сыграл определяющую роль в вашей судьбе!

Еженедельно одна страница нашей газеты предоставлена рассказам о березниковцах, наиболее достойных народного признания. Героев публикаций мы выбираем по вашей подсказке, дорогие читатели. Это могут быть как известные имена – почётные граждане города, руководители, депутаты, так и простые труженики, мастера своего дела и душевные люди. В конце юбилейного для города года мы подведём итоги, и герои публикаций, получившие наибольшее количество голосов, будут приглашены на торжественную церемонию награждения.

Голосовать за наиболее достойных можно по телефону 37-6-37, SMS-сообщением на номер 8-901-265-72-88, по электронной почте novayagazeta1@yandex.ru. И. конечно, мы ждём ваших писем и предложений по адресу: Юбилейная, 1, «Новая газета-1».

ВНИМАНИЕ! ПОБЕДИТЕЛИ БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ В ДЕВЯТИ НОМИНАЦИЯХ:
– «Человек-история» (ветераны);
– «Золотой фонд Березников» (талантливая молодёжь);
– «Незаменимые» (врачи, учителя);
– «Душа человек» (работники сферы услуг и торговли);
– «Золотая лира» (работники культуры и искусства);
– «Мастер своего дела» (рабочие предприятий всех форм собственности);
– «Без страха и упрёка» (сотрудники силовых структур, спасательных служб);
– «И швец, и жнец...» (работники коммунальных служб);
– «Элита» (представители органов власти, руководители бизнес-структур).

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс