Параграф так себе, семь-восемь

Параграф так себе, семь-восемьИменно такой — недалёкий — вариант грядущего являет собой на экране вторая часть фильма Михаила Хлебородова «Параграф 78», выпущенный в прокат 29 марта. Второй фильм этого экшн-опуса, как оказалось, мало что нового добавляет к первому. Просмотр второго «Параграфа 78» можно сравнить со стандартным действием в арифметике: проверкой результата вычитания суммированием. При сложении двух «Параграфов» зритель получает в сумме повод подумать о том, что такое жанровое кино в России и почему до голливудских стандартов качества отечественному кинопроизводству еще, как говорится, пилить и пилить...

Второй фильм «Параграфа 78» продолжает являть на экране атмосферу мрачноватого будущего в стилистике «Чужого». Сие, если честно, не удается, несмотря на то что павильоны завода «Виллс», где проходила основная часть съемок, по-хайтэковски серо-серебристые; несмотря на то что типаж Анастасии Славенской (в роли брутальной супервумэн Лисы, увешанной тяжелым боевым снаряжением) действительно очень близок героине Сигурни Уивер; и даже несмотря на крупнокалиберный пулемет в руках у Любы (Станислав Дужников), который время от времени стреляет очень даже внушительно... Все эти трюкаческие подражания голливудскому жанровому кино смотрятся в «Параграфе 78» бутафорски-глянцево и ходульно. Не спасают ситуацию и операторские «фенечки» а-ля «Матрица».

Не удалась и «русификация» жанра экшн, которая, по признанию генерального продюсера кинокомпании MB Productions Юсупа Бахшиева (в «Параграфе 78» он играет Доктора), осуществлена за счет добавления в сюжет чего-то типа метаний рефлексирующей русской души. Это якобы необходимо зрителю. Непонятно, правда, зачем они в блокбастере, который априори не рассчитан на рефлексирующее сознание... Хотя после просмотра «Параграфа» есть резон предположить, что слезливыми метаниями героев накануне гибели пытаются прикрыть очевидные недостатки картины: мало впечатляющих трюков, внушительных спецэффектов, — вообще, мало собственно экшн-ходов.

Зачем создателям фильма нужно было делить фильм на две части — вопрос отдельный. Может быть, это такой PR-ход с дальним прицелом на двойную кассу? Так или иначе, дилогия «Параграф 78», полученная в результате простого деления большого трехчасового киноматериала на два фильма, превратилась в итоге всего лишь в двойную порцию жвачки. Яркое тому доказательство: почти 10 начальных минут второго фильма представляют собой краткое содержание предыдущей серии. А далее следует разыгрывание параграфа 78 экспедиционного устава, согласно которому, если причина опасности неустранима или может представлять угрозу, объект подлежит ликвидации, а боевая группа — самоуничтожению. И начинается...

Спецгруппа, которая и в первой-то серии вела себя, мягко говоря, не совсем по-человечески, продолжает оскотиниваться еще больше. Бесконечная ругань, перебранки, ссоры, юмор «ниже пояса», провоцирующие взаимное рукоприкладство в первой серии, теперь катализированы до «необходимых по уставу» (ему, впрочем, киношные спецназовцы во главе с бесстрашным Гудвином — Гошей Куценко очень редко следуют) обоюдных убийств. Мотивация последних в «Параграфе» звучит примерно так: чтобы под воздействием мутировавшего вируса членам «зондеркоманды» не превратиться в животных, для которых существуют только первичные желания: «поесть», «поспать» и те, которые, по сценарию, доступны только в пределах любовного треугольника Гудвин-Скиф-Лиса. Но, судя по действиям героев, заражение всей спецназовской группы этим бесчеловечным вирусом происходит еще в первом фильме «Параграфа 78». И очевидно, что вирус прогрессирует к финалу второй части, когда выясняется, что все убийства в действительности были бестолковыми, в них не было необходимости, так как противовирусное снадобье можно было синтезировать... используя контрацептивы, которые не позабыла взять с собой на спецзадание Лиса.

Мораль: вот что происходит, когда в экстремальной ситуации люди не думают вместе, как им спастись, а непрерывно «лаются» и обмениваются пощечинами.

Оперировать такими понятиями, как «финал», «экспозиция», «завязка», по отношению к «Параграфу 78» довольно сложно, потому что говорить о внятном драматургическом действии в связи с этой картиной можно лишь с большой натяжкой. Организует хоть сколько-то внятный сюжет, выстраивает систему кое-как обусловленных человеческой логикой мотивировок в «Параграфе 78»... монтаж. В результате — фильм, построенный как клип. И клип — хороший. Но вот фильм...

Создатели «Параграфа 78» в своих интернет-комментариях к фильму напирают на произведенную ими «русификацию» жанра экшн. О такого рода адаптации для российского зрителя можно говорить, только если прийти на сеанс, забыв дома очки. Отлично слышно, как фильм изо всех сил тужится выжать что-то стоящее девятимиллионного бюджета. Но ни туповатые комикс-реплики, слегка раздутые экзистенциальным «пшиком» (так, например, Лиса спрашивает у идущих убивать друг друга спецназовцев: «Кто-нибудь хоть что-нибудь чувствует?»), ни пресловутый любовный треугольник, добавляющий немного интрижки, не только не держат внимание, но заставляют зрителя сопротивляться навязчивости тотального примитива. Что-то там внутри начинает возмущенно клокотать, когда слышишь бестолковые диалоги героев, каждый из которых только тем и озабочен, как бы без отрыва от жанра умереть покрасивше... Фестиваль (Григорий Сиятвинда) травит анекдоты. Пай (Азиз Бейшеналиев) читает намаз. И т. д., и т. п.

В итоге фильм расползается в восприятии на странные обрывочные впечатления, общий итог которых красноречиво, вполне в духе просмотренной картины резюмировал один из зрителей: «Что за фигня?» Вопрос сложный, но кому-то и это, наверное, нужно...

Текст: Вера Гиренко
Фото из архива
Постоянный адрес статьи

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кинематограф