Пресса уходит в Сеть

Текст: Александр Наковальня

Популярный американский журнал Life прекращает свое существование в бумажном виде и полностью уходит в Интернет. Это уже не первый уход с рынка печатной версии в онлайн – в последнее время все больше известных СМИ объявляют, что становятся доступными только в Сети. До России эта тенденция может дойти уже через 1–2 года, уверен главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. О закрытии печатной версии журнала Life объявил издатель этого еженедельника – корпорация Time.

Кстати, это уже не первая «смерть» печатного Life, основанного еще в 1936 году. В 1972 году еженедельник прекратил свое существование и возродился лишь 6 лет спустя как ежемесячник. С 2000 года он вновь начал распространяться еженедельно как самостоятельное издание, однако в 2004 году стал приложением к ряду американских газет.

В последние годы Life издавался в виде газетного приложения, которое получали читатели 103 американских газет. В данной категории он конкурировал с аналогичными изданиями Parade и USA Week-end, которые также выходили в качестве газетных вкладок. Тем не менее издатели посчитали, что «спад газетного бизнеса», а также невысокие доходы от рекламы принуждают их закрыть журнал.

В последнее время в онлайн уходит все больше известных печатных СМИ, отмечает газета «Взгляд». Например, 7 января 2002 года вышел последний печатный номер журнала Internet Week. В прошлом году в Интернет ушли британский журнал Smash Hits и американский Elle Girl.

А в начале этого года было объявлено, что старейшая в мире газета шведская Post-och Inrikes Tidningar, выходящая аж с 1645 года, также полностью прекратила свое существование в печатном виде, целиком перебравшись в Интернет. Редактор издания Ганс Хольм назвал это решение акционеров «культурной катастрофой», хотя к моменту прекращения функционирования печатной версии газеты число продаж упало до 1000 экземпляров.

Россию тенденция ухода печатных СМИ в онлайн вряд ли обойдет стороной, уверен главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. «Если не в этом году, то в 2008–2009 годах я уверен, что мы увидим, как некоторые популярные издания закроют свои печатные версии», – сказал он газете «Взгляд».

Свою уверенность Сунгоркин обосновывает двумя причинами – сильным падением тиражей традиционных газет, удорожанием бумаги (на 10–12% в год), что приводит к нерентабельности выпуска газет малыми тиражами. «У нас в России уже полно газет, печатные версии которых практически не имеют аудитории, но их реально читают в Интернете, аудитория которого составляет уже почти 30 млн пользователей», – пояснил главный редактор.

Правда, генеральный директор TNS Gallup Media Руслан Тагиев не совсем согласен с Сунгоркиным. «Если это (отказ от печатных версий в пользу онлайн. – Ред.) и произойдет, то не очень скоро», – заверил он газету ВЗГЛЯД. По его мнению, печатные СМИ, которые теряют своих «традиционных» читателей, конечно, активнее будут развиваться в Интернете. «Но если взять хотя бы уровень рекламы, то за последний год его объем в печатных СМИ составил более 1 млрд долларов, а в Интернете только десятую его часть – всего 100 млн долларов», – пояснил Тагиев.

В Прикамье ситуация на информационном рынке развивается примерно в том же направлении – практически каждое СМИ (не только газеты, но и телевидение, и радио), издающееся в столице края, имеет собственную интернет-версию. Впрочем, отказываться от бумажных версий пока ни одно из изданий не намерено. Хотя определённые тенденции проследить можно – наиболее авторитетная пресса (в частности, газета «Новый Компаньон») интернет-составляющую развивает весьма активно и содержание интернет-версии НК, хотя и основывается на бумажной версии, но в новостийной ленте довольно часто различается.

В этом сегменте с НК активно соперничает газета «Пермский обозреватель», имеющее в партнёрах сугубо интернетовское издание «Пермские соседи». Причём в рейтингах сайтов сетевая версия «Обоза» буквально наступает на пятки «НК» (в отличие от вариантов «на бумаге», где НК безусловно лидирует). Впрочем, господствуют в прикамском Интернете прежде всего информационные агентства – в частности, «Новый Регион» и «Верхнекамье», как было ещё несколько лет назад и по всей России (информагентство и СМИ – это всё-таки немножко разные формы распространения массовой информации). С начала 2007 года в Прикамье появился также Интернет-дайджест прикамской прессы – «59.ru», сразу ставший лидером среди сайтов, выступающих как СМИ. Впрочем, второе место в Прикамье по-прежнему занимает сайт Берики.ru.

Кстати, о Березниках. Первым березниковским изданием, попробовавшем на вкус интернет-версию стало в 2001 году независимое социально-экономическое издание «Городская газета», публикация её материалов в Сети как раз совпала с рождением собственно березниковского сайта – Берики.ru. Как раз благодаря этому обстоятельству березниковская пресса впервые оказалась во Всемирной Паутине. Несколько позднее к «Городской газете» присоединилась газета «Моя Среда». Однако сперва закрылась «Моя Среда» и, соответственно, прекратила существование Интернет-версия, а в 2006 году, в связи со сменой собственника и информационной политики, новое руководство «Городской газеты» - вопреки общемировым тенденциям – сочло работу с Интернетом невостребованной и обременительной.

В настоящее время в Березниках существует единственное интернет-ориентированное издание - «Иная газета». Более того, ИнГа ориентирована на Интернет целиком и полностью, перспектива создания бумажной версии рассматривается, но совершенно в ином, чем указывает мировая тендеция, смысле. Т.е. – интернет-версия должна выступить не как приложение и продолжение «основного тиража», а наоборот – бумажная версия должна будет дополнять основную, интернетовскую.

Интернет-монополия ИнГи сохраняется в Березниках уже более года. Впрочем, сейчас активно ведутся разговоры о рождении сетевой версии «Недели.ru» (характерно, что о намерении выходить и в Сети было заявлено ещё в первом номере Неру, однако за год декларация так там и осталась). Возможно, дозреет до интернет-варианта и “Новая газета-1”, материалы которой сейчас публикуются на березниковском сайте благодаря сотрудничеству с ИнГой.

Характерно, что ИнГа не воспринимает эти намерения как какую-либо угрозу. Дело в том, что конкуренция в Сети отличается от конкуренции на рынке той же печатной продукции так же, как операция «Буря в пустыне» отличается от одноимённой компьютерной игрушки, виртуальность больше склонят людей к партнёрству. А следовательно, с развитием Сети смертельное соперничество и даже неприкрытая вражда между СМИ уступят место тем отношениям, которые называются «джентльменскими» или «спортивными». Что нельзя не оценить положительно.


Автор - специальный обозреватель "Иной газеты"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковские СМИ

Школа Лучникова