Служба-невидимка

Служба-невидимка Случайные люди здесь не задерживаются. Жеглов и Шарапов могут ими гордиться. За день в дежурную часть поступает в среднем около ста звонков о происшествиях. Каждая из дежурящих трех оперативных групп совершает от 10 до 15 выездов по этим звонкам. По остальным «выходят» участковые. Если происшествие криминальное – кража, нанесение тяжких телесных повреждений, то сразу же, независимо от времени суток и погоды на улице, выезжают оперуполномоченный, следователь и эксперт-криминалист. Если обнаружен труп, то дополнительно в группу включается специалист судебно-медицинской экспертизы.

Сначала за дело принимается сотрудник уголовного розыска – оперуполномоченный. Он собирает информацию о происшествии, беседует с очевидцами, возможными свидетелями, осматривает место происшествия. Но его огромная работа иногда не входит в материалы следствия. Его работа заключается в том, чтобы определить, нужно ли возбуждать уголовное дело.

Начальнику отдела уголовного розыска Сергею Туркову все это знакомо: ведь он начинал с простого опера. В сентябре был назначен начальником отдела. В его подчинении отделения по раскрытию преступлений против личности, по раскрытию имущественных преступлений, по розыску, в том числе и пропавших без вести.
- У опера работа круглосуточная, - говорит Сергей Федорович. – Например, сегодня (3 ноября – прим. авт.) в пять утра всех подняли на труп. Поэтому нас «не любят» жены и не видят дети. Но мы честно выполняем свою работу. У нас в последнее время стабильный коллектив отдела, только два новеньких недавно пришли. А так – все со стажем не меньше трех лет.
Алексей Сидоров тоже пришел в милицию по призванию. Теперь он уже начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений, а младший брат трудится следователем.
- У меня отец – сотрудник милиции, - признается Алексей Викторович. – Так что для размышлений времени особого не было. Мой младший брат здесь работает, только следователем. Это работа, только по призванию.
Их служба трудна, но за сухими цифрами статистики стоит ежедневная нескончаемая работа, потому что преступления, как с ними не борются сотрудники уголовного розыска, не заканчиваются, и количество их не уменьшается. Но после возбуждения уголовного дела за него берется следователь.

Выйти из сумрака не всегда удается
Собранные следователем материалы уже являются доказательством в суде. Оказывается, существует даже разделение следователей на «светлых» и «темных». Начальник следственного управления Андрей Шипулин объясняет это просто:
- «Светлые» следователи работают по делам, где подозреваемый очевиден, а «темные» - где подозреваемого нет.

В штате следственного управления 60 человек. И хотя следствие – это, по мнению многих, не женская профессия, прекрасных дам здесь значительное большинство и только десять следователей-мужчин. Причем фактически работает примерно половина от штатного расписания. Остальные – в отпусках, на больничных, на сессиях. На каждого следователя приходится в среднем 230 дел.... Понятно, что просто физически не успевают выполнить все требования в установленный срок, и следствие приходится продлевать.
Но, несмотря на страшную загруженность, березниковское следственное управление уже во второй раз подряд признается одним из лучших в крае.

«Пальчики» берут не у всех
Если по горячим следам преступника установить и задержать не удается, то за дело берется эксперт-криминалист. Он начинает свою работу с осмотра места происшествия.
- Осмотр – это первая часть нашей сложной работы, -рассказывает заместитель начальника межрайонного отдела № 1 экспертно-криминального центра ГУВД Пермского края Алексей Бородин. – На месте происшествия берутся следы рук и пальцев, которые проходят экспертизу через автоматическую дактилоскопическую информационную систему «Папиллон». В нее занесены данные более 34 тысяч человек. Это те, кто был задержан милицией или добровольно изъявил желание оставить на память милиции свои отпечатки.
- Чтобы определить совпадение следов на месте происшествия и дактилоскопических карт, нужно чтобы они имели сходство не менее, чем по семи признакам, - отмечает эксперт-криминалист Артем Файзуллин. – Правда, в редких случаях достаточно всего лишь 1-2 признаков сходства.

Всего же криминалисты проводят 7 видов экспертиз. Это исследование следов рук, трассологическая экспертиза, когда исследуются следы обуви или транспортных средств, экспертиза холодного оружия, баллистическая экспертиза. Также в последнее время востребованы технико-криминалистические исследования, так как преступлений, связанных с подделкой документов, совершается довольно много, а также почерковедческая и портретная экспертиза.

У криминалистов работы много, но она остается за кадром. Об этом знают только причастные к делу, особенно в тех случаях, когда человек попадает под подозрение. Сами подозреваемые и их родственники заинтересованы в доскональном исследовании. И некоторые люди благодаря кропотливой работе криминалистов «выходят» из круга подозреваемых. Вот уж действительно, служба «и на первый взгляд как будто не видна»...

Текст: Александра Митина
Фото: Андрей Касимов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс