Поощрить морально и мемориально

Поощрить морально и мемориальноСлово «спонсор» или всё чаще заменяющее его «меценат» в рейтинге словарного запаса современных педагогов, врачей и деятелей культуры занимают одно из самых высоких мест. И при этом каждый знает, как это унизительно и трудно выпросить деньги на самое благое творение.

При этом, те, чьи «руки дающие да не оскудеют», прекрасно понимают, что благотворительность – это хорошо. Более того, они понимают, что помогать культуре, образованию, медицине просто необходимо. Но чаще они это делают потому, что, например, ребёнок учится в этой школе, этот врач помог вылечить близкого родственника, с этой актрисой... давно дружим. А вот если кто со стороны пришёл...

Разумеется, есть варианты. Про предвыборные благодеяния, конечно, говорить не будем (тут мы можем наблюдать бизнес чистой воды). А вот, например, прозрачный намёк Президента на «социальную ответственность» бизнеса и почти одновременное дело Ходорковского были поняты правильно. Вексельберг, вон, пресловутые яйца Фаберже на хранение государству передал. Президентский намёк правильно поняли не только бизнесмены, но и местные власти. Березниковские предприниматели, например, в кулуарах вполне откровенно признают: да, я поддерживаю такое-то, скажем, учреждение дополнительного образования или, скажем, такой-то детский спорт прежде всего потому, что мне в городской администрации прямо так и сказали: «Будешь поддерживать, будет тебе зелёная улица для твоего бизнеса, не будешь – сам понимаешь, рычагов много». И приводят примеры того, как мелкий бизнес того-то или того-то, встретившись с административными барьерами, полетел под откос. И добавляют: «Только ты об этом не пиши». Палочная, короче говоря, благотворительность.

Есть, конечно, и такие варианты, когда о-о-очень богатые бизнесмены просто меряются амбициями или действительно, чисто по-человечески являют благодарность, например, alma-mater (как, например, Дмитрий Рыболовлев Пермскому мединституту или Андрей Кузяев Пермскому госуниверситету). Однако, специально повторю, речь идёт именно об о-о-очень богатых. При этом и для них требуется достаточно веская причина хотя бы морального плана (дань уважения к alma-mater можно отнести к таковым). Просто так – снега зимой не выпросишь, не то что каких-нибудь пяти-десяти тысяч хоть долларов хоть евро. На более же низком уровне доходов отдать деньги на благотворительность чаще всего воспринимается именно как выбрасвание их на ветер. А ухарская щедрость современными купцами, выжившими и окрепшими в рыночных джунглях (в том числе и в борьбе с государством, которое, что твой охотник, желает знать, где и сколько) воспринимается прежде всего как расточительность, ведущая к банкротству.

Положение может измениться. Правительство подготовило проект постановления "О нематериальном поощрении благотворительной деятельности", сообщает «КоммерсантЪ». Согласно тексту документа, меценатов будут награждать грамотами, нагрудными знаками, а в их честь станут устанавливать мемориальные доски. Сами бизнесмены считают, что моральными стимулами правительство хочет заменить материальные – необходимые бизнесу налоговые льготы на благотворительность.

На моральное поощрение, согласно тексту постановления, оказавшегося в распоряжении наших коллег, смогут претендовать меценаты (как физические, так и юридические лица), особо отличившиеся в социальной благотворительности – их наградят за "значительный вклад" в развитие науки, образования, здравоохранения, культуры и соцзащиты, физкультуры и спорта. Определять перечень передовиков будут профильные ведомства, но вносить свои предложения смогут и общественные объединения. Список поощрений, предусмотренных проектом постановления, сильно напоминает награды лидеров соцтруда. Среди них – знаки отличия и памятные знаки (к примеру, медали с выгравированным именем мецената), грамоты, дипломы и устные объявления благодарности.

Документ предполагает и более весомые награды. К примеру, в честь меценатов могут устанавливаться "мемориальные доски или таблицы" с указанием, что объект социальной сферы (университет или клиника) построен при финансовом участии бизнесмена. Кроме того, сами организации смогут получить имя мецената, то есть на именные фонды и учреждения бизнесмены смогут претендовать при жизни. Критериями отбора для поощрения станет регулярность и величина пожертвования. К примеру, дать свое имя учреждению сможет лишь бизнесмен, занимающийся благотворительностью не меньше пяти лет, а сама помощь должна достигать размера финансирования этого учреждения из госбюджета.

Любопытно, что законопроект "О мерах неэкономического стимулирования субъектов благотворительной деятельности" разработан и в Москве, причем столичные законодатели пошли дальше федеральных. Имена меценатов они предлагают давать городским объектам вплоть до улиц. Меценат и сам может подать заявку в благотворительный совет города с просьбой присвоить улице свое имя. Решение по таким случаям будет принимать столичное правительство.

О важности морального поощрения меценатов уже объявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. На недавнем обсуждении целевых благотворительных фондов он заметил: "Бизнес хотел бы, чтобы его имя присутствовало в объектах социальной сферы, например, в университете, которому он помогает. И нужно учреждать именные благотворительные фонды, целевые капиталы имени конкретного бизнесмена".

Впрочем, к таким видам поощрений бизнес отнёсся с иронией. Глава РСПП Александр Шохин считает, что "дощечки уже и так добровольно привинчивают те учреждения, которым реально оказали помощь". К примеру, на фасаде Большого театра висит табличка с именами предпринимателей, которые помогли в строительстве Новой сцены, а интерьер храма Христа Спасителя украшен именами меценатов, сделавших вклад в его сооружение. "Хорошо, что есть желание поощрить меценатов. Но лучшим стимулом стала бы ликвидация двойного или даже тройного налогообложения в этой сфере,– считает глава РСПП.– Эта мера действеннее, чем знаки на грудь или на крышку гроба". Глава "Деловой России" Борис Титов также уверен, что моральные стимулы ничего не дадут без "материального сопровождения": "Во всем мире действуют налоговые вычеты для меценатов. У нас правительство на это не идет, боится". По мнению господина Титова, серьезных поступлений можно ожидать, только избавившись от ощущения, что благотворительность – способ ухода от налогов. "Ни одна крупная компания не станет связываться с откатами благотворительных организаций, такого бардака, как в 90-х, уже давно нет",– считает он.

На этом фоне, кстати, очень любопытно выглядят так любимые нашими бизнесменами и предпринимателями грамоты, дипломы и статуэтки различного рода международных академий, форумов и т.п. Пожалуй, в Березниках сейчас не найти предприятия или предпринимателя (включая муниципальные и исключая, пожалуй, самых скупых), в кабинете директора которого не висел бы какой-либо международный сертификат, подверждающий, скажем, достижения данного ключеточного комбината в развитии менеджмента или на ниве развития рыночных отношений. А среди руководителей предприятий (особенно, как раз мелких и едва сводящих концы с концами) встречаются даже академики (правда, некоторые уже стали бывшими руководителями, доведя предприятие до банкротства, но академиками-то они остались). Причём всем давным-давно известно, что эти грамоты и титулы, сертификаты и звания суть такой же товар. Нужно заплатить энную сумму за участие в энном форуме (питание, проживание, дорога – за счёт участника, читай: предприятия) и ты будешь иметь бумажное подтверждение твоих заслуг. Награди себя сам, словом.

Но за эту фикцию бизнес платит. А на благотворительность скупится. Странно, правда?

Текст: Игорь Негорюнев
Использован текст публикации Юлии Таратуты
Фото: Владимир Жуйков

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс