Я спросил у Пушкина

По традиции первый выпускной экзамен – сочинение. Темы сочинений известны за несколько месяцев. Но от этого не легче.

Русская литература, как и русский язык в российских школах на выпускных экзаменах являются предметами обязательными. Для ВСЕХ выпускников. Тут, конечно, можно спорить, что мол, тот язык, на котором школьники сейчас разговаривают, с великим и могучим, что изучается в школе, имеет общего не больше, чем Чубайс с балериной. Однако требование есть. И будь добро его исполнить.
В экзамене по «русскому» и по «литературе» есть некоторые различия. Как пояснили «Городской газете» в городском Комитете образования, русский язык сдаётся по процедуре единого государственного экзамена, то есть на спецбланках, из Москвы присылаемых, и туда же отправляющихся.
А вот как оценить знания школяров по родной литературе, каждая березниковская школа решает самостоятельно. Так позволяет закон. Можно традиционно – по билетам. А можно и в идее изложение или сочинение.

В отличие от времён стародавних, сейчас все темы выпускных сочинений по литературе известны заранее. Их публикуют в прессе и в интернете. В Министерстве образования темы формируют в пакеты, пакетов больше двухсот, в каждом от пяти до девяти тем. Нетрудно посчитать, что в день экзамена на школьной доске появятся две-три темы из полутора тысяч. По мнению самих выпускников, предварительное обнародование тем проблемы не решает. Темы не то, что невозможно проработать, даже список читать надоедает. Короче, неопределённость с темами получается точно такая же, как и раньше.

И так же, как и раньше за считанные дни и часы до начала экзамена, пакеты (а точнее их номера) передаются в областной Департамент образования, и уже оттуда – в города, в школы, где экзамен решили проводить с помощью сочинения. Готовые работы проверяются в пределах города, сочинения потенциальных медалистов отправляют «в область».
Итак, на такой город, как наш, приходит два-три пакета тем. И в разных школах темы сочинений получаются разными. О чём же размышляли березниковские школьники в первый день лета, как им удалось осмыслить нетленные мысли классиков.

Ольга Скопина, заместитель директора школы № 12: «У нас дети писали изложение с элементами сочинения. Темы изложений – «Критическая статья по роману «Евгений Онегин» (вопрос: «Почему Евгений и Татьяна не находят слов в защиту своего счастья?»), и «Критическая статья по роману Толстого «Война и мир» (вопрос: «Почему Россия выстояла в борьбе с Наполеоном?»). Ребятам нужно было дополнить своё изложение сочинением. Специальная комиссия выбрала первую тему, так как мы посчитали её более лёгкой. Дети справились неплохо, «троек» мало. Неожиданностей не было: кто как учился у того такие и оценки».

Учитель литературы школы №27: «Было предложено пять тем. Все темы были сложными. На мой взгляд, тема «Дуэль Печорина с Грушницким» была наиболее интересной, но и более сложной, чем все остальные. Три девочки выбрали тему «В чём смысл поэмы Блока «Двенадцать».

Наталья Михайловна, заместитель директора школы №4: «Мы писали сочинения по пяти темам. Дуэль Печорина с Грушинским. В чём смысл названия поэмы Блока «Двенадцать». «Защита рода есть защита своего достоинства (Рерих)» по одному или нескольким произведениям русской литературы 20-го века. Духовное перерождение человека в рассказах Чехова. Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч». Я считаю, что дети хорошо справились с заданиями».
Ну, что брат Пушкин? Поговорили?
Авторы: Татьяна Левина, Александр Белов.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс