Сберегите мой автомобиль!

Лена Пакулина
Охраняемая стоянка, пожалуй, наиболее приемлемый сегодня способ защиты автомобиля от угона. Однако можно ли с полной уверенностью утверждать, что, оставив здесь свою машину, вы получите её назад в целости и сохранности?

"Чистильщики", или За что мы платим?
По данным городских служб, лишь однажды, примерно два года назад, с одной из автостоянок города был угнан автомобиль, который вскоре, впрочем, нашли и вернули хозяину. С начала же этого года таких происшествий зафиксировано не было. Казалось бы, поводов для беспокойства нет, однако это лишь видимость.
Никто особенно эти данные не афиширует, но постоянные клиенты некоторых березниковских автостоянок высказывают своё недовольство предоставляемыми услугами. Возникает резонный вопрос: за что мы платим деньги (50 рублей за сутки и 1350 рублей за месяц), если, приходя утром за автомобилем, мы обнаруживаем ещё не остывший двигатель, пустой или неполный бензобак...И это далеко не весь список "приятных" неожиданностей.
Приведём наглядный пример такого вида жульничества.

Как это делается
Один мой знакомый, назовём его Пётр, житель мегаполиса и любитель выпить, подрабатывал охранником на типичной автостоянке. Однажды он вместе с товарищем решил раздобыть денег на бутылочку, другую. Глубокой ночью сняли колёса с одной из машин на охраняемой Петром автостоянке. Сбытчик был найден заранее, поэтому деньги мгновенно попали в их руки. Владелец автомобиля пропажу обнаружил следующим утром. Милицию привлекать не стали — конфликт разрешили между собой. Хозяин стоянки не стал разбираться, кто прав, кто виноват, а просто лишил Петра заработной платы, а вскоре вообще выгнал с работы.
Как же урегулировать отношения между владельцами автостоянок и владельцами машин?

Обратимся к закону
Такие взаимоотношения определяются "Правилами оказания услуг автостоянок", утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года за № 795. В них чётко определены требования, которые предъявляются как к владельцам автостоянок, так и к тем, кто их услугами пользуется.
В частности, в обязательном порядке требуется, чтобы на въездах у каждой стоянки были оформлены информационные стенды, которые должны содержать:
— перечень и стоимость услуг;
— правила пользования стоянкой;
— сведения о подтверждении соответствия оказываемых услуг обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья владельцев автомашин, а также предотвращение причинения вреда имуществу; в том числе номер сертификата соответствия, срок его действия, наименование органа, который выдал этот документ;
— образцы договоров, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих приём и выдачу автотранспортного средства и оплату услуг;
— адрес и номер телефона владельца стоянки;
— адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителя.
Те владельцы автомашин, которые постоянно пользуются услугами одной и той же стоянки, вправе заключать срочные договоры с точным определением прав и обязанностей сторон. При кратковременной разовой постановке автотранспортного средства на стоянку (на срок не более одних суток), заключение договора может быть осуществлено путём выдачи владельцу сохранной расписки.
В случае хищения, повреждения или нарушения комплектности автомашины во время её хранения на автостоянке, должен быть составлен соответствующий акт в 2-х экземплярах за подписью владельцев транспортного средства и автостоянки. Пострадавший вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения выявленных недостатков (необходимого ремонта, восстановления похищенного имущества, агрегатов и др.) или полного возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или силами третьих лиц. За ним также остаётся право на обращение с иском в суд, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
Курьёзов случается немало, но редко кто при разрешении конфликта прибегает к помощи властей. Так же, как и в ситуации с Петром — стараются всё решить полюбовно.
В Отделе по защите прав потребителей городской администрации нам сказали, что люди с подобными претензиями обращаются, но крайне редко.
Заведующая сектором Ольга Михалева:
— В таких случаях разбирательства происходят между хозяином автомобиля и администрацией охраняемой площадки. Все доводы строятся на основании заключённого договора. Тут и выясняется, что никакого договора не существует. Более того, граждане не берут даже чеки или квитанцию об оплате предоставленных услуг. И начинаются препирательства: "Мы чек отбили, а они не взяли", а пострадавшие утверждают: "Никто нам никакой чек и не думал давать".
Проблема заключается в том, что в нашем городе таких договоров с клиентами хозяева автостоянок, как правило, не заключают. Вероятно, боятся ответственности?
— У нас в городе таких договоров практически не существует, — говорит адвокат Инга Кондратьева. — Взамен водителю дают лишь квитанцию об оплате, которая сама по себе не несёт никакой информации и ни к чему не обязывает ни ту, ни другую сторону.
Кто несёт ответственность за сохранность автомобиля: владелец стоянки или лично охранник — должен решать договор, который они заключают между собой. Но, по словам Николая, охранника одной из стоянок города, кто в случае ЧП будет отвечать перед лицом закона, он не знает. Ведь никакого договора между ним и частным предпринимателем нет — работает без трудовой книжки, деньги получает на руки. "Да и чего переживать, — говорит он. — У нас всегда всё спокойно, люди не жалуются".
Получается, зачастую мы сами виноваты в своих проблемах, а виной тому — элементарное незнание закона. Поэтому, если вам дорог автомобиль, старайтесь пользоваться уже надёжными стоянками и не бойтесь показаться надоедливым занудой, требуя оформления всех необходимых документов. Ведь недаром кто-то умный однажды сказал: без бумажки ты — букашка. А вера на слово в наше время, к сожалению, редко доводит до добра.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс