Другой мир

Костя Азанов
Есть люди, которые располагают к себе с самых первых минут знакомства. К их числу, несомненно, относится и Артур Карапетян: его рассказы о восхождениях и путешествиях можно слушать и слушать часами — наверное, потому, что он — художник, талантливый человек, понимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира.

Так было и в этот раз, когда Артур вернулся из Африки, где 18 сентября взошёл на высочайшую вершину "чёрного континента" — Килиманджаро. По одному виду его можно было понять, что он просто-таки переполнен впечатлениями:
— Даже не знаю, с чего и начать... Впечатление, что попал на другую планету — абсолютно не с чем сравнивать из того, что видел раньше. Это совершенно другой мир — поначалу вообще ничего не понимаешь. Хочешь что-то понять — нужно стереть полностью память, чтобы была как белый лист бумаги.
Когда ты впервые ощутил: вот она — Африка?
— Когда мы прилетели в Кению, то сразу выехали на автобусах в Танзанию, в национальный парк Серенгети, рядом с которым и находится гора Килиманджаро. Тогда я увидел за окном живых страусов, которых раньше видел только в зоопарке, и понял, что я действительно нахожусь в Африке!
Страусы были самым ярким впечатлением?
— Да там на каждом шагу удивляешься! Для наших глаз там всё непривычно. В Африке, например, как ни странно, мало солнца — то облака, то туман. Этот туман постоянно движется, и вместе с ним, кажется, движутся и деревья, — ощущение, будто во сне, сходишь с ума!
А как местное население?
— Это удивительный народ. Живут так же, как и их предки тысячи лет назад, занимаясь скотоводством и охотой. Меня больше всего поразила такая их традиция: два года — с 13 до 15 лет — юноши у них живут отдельно от племени, совершенствуют свои охотничьи навыки. В пятнадцать лет каждому из них предстоит пройти обряд инициации, то есть стать мужчиной. Для этого юноше необходимо незаметно подкрасться ко льву и шлёпнуть его рукой! После такого испытания из них выживает примерно половина — получается такой своеобразный естественный отбор. Масаи долгое время воевали с официальными властями Танзании, не хотели признавать ничьё правительство. И хотя у них, кроме копий, ничего нет, правительственные войска так и не смогли их победить. Так что этот народ до сих пор никому не подчиняется. К чужакам, то есть к белым, европейцам, они относятся настороженно. Мы для них символизируем что-то плохое, несущее зло — и с этим нельзя не согласиться. Европейцы и американцы вмешиваются в их жизнь, привозят гуманитарную помощь, тёплые вещи, не понимая, что им этого совсем не нужно. Своим вмешательством они нарушают их традиции, образ жизни и обрекают этот народ на гибель.
Расскажи о своём восхождении на Килиманджаро. Говорят, что подняться туда не очень сложно.
— Да, в техническом отношении Килиманджаро — вершина несложная и не требует особой подготовки и снаряжения. Вся беда в том, что во время нашего подъёма мой гид потерял дорогу, и нам с ним пришлось подниматься по отвесной стене без всякого снаряжения и в полной темноте. Несколько раз я просто чудом не сорвался в пропасть. Похоже, по этому маршруту ещё никто не поднимался — мы отправили запрос в федерации альпинизма США и Евросоюза, и если до 20-го октября никто не подтвердит, что он зашёл на Килиманджаро по центру западной стены, то мы вот так — "на дурака" — попадём в историю альпинизма.
То есть ты хочешь сказать, что попадёшь в историю альпинизма совершенно случайно?
— Ты знаешь, я каждый раз убеждаюсь, что в жизни на самом деле нет случайностей: всё закономерно. Перед началом восхождения я специально выбрал себе гида поопытней, чтобы зайти побыстрее: все мои сотоварищи остались внизу, вместе с группой, готовившей материал про местный народ — масаев-имаро, и я хотел поскорее присоединиться к ним. Человек, с которым я поднялся на вершину, побывал до меня там раз 40—50, если не больше. Когда я его спросил: "Как же ты мог сбиться с пути?", он мне ответил: "Не знаю, значит, именно так ты должен подняться на Килиманджаро".
Альпинизм — само по себе достаточно опасное увлечение, а ты ещё восходишь на самые высокие вершины мира. Во время путешествий уже несколько раз оказывался на волосок от гибели. Как родственники и друзья относятся к твоему увлечению? Не отговаривают?
— Думаю, в душе каждый мечтает о чём-то подобном. Я разговаривал со многими людьми, и каждый говорил, что хотел бы путешествовать, побывать в разных уголках мира. Просто мне повезло больше других, и за это я благодарен Богу.
А где ты достаёшь деньги на путешествия, ведь это очень дорогое удовольствие?
— У нас заключён договор, по которому я бесплатно участвую во всех экспедициях, а взамен после каждой поездки обязуюсь нарисовать серию картин. Но поскольку времени между поездками у нас остаётся очень мало, то не всегда это удаётся. Для творчества нужно вдохновение и время. Поэтому сейчас я делаю, что успеваю, то есть пока есть возможность — будем ездить, а там — появится свободное время, тогда и закончу всё, что обещал.
В Африке наверняка есть своё неповторимое искусство...
— Да, конечно. Местные мастера очень искусные резчики по дереву, а ещё у них интересная техника в живописи: на холсте, пропитанном парафином, местные художники с помощью трафаретов создают свои картины.
В произведениях искусства африканцев отражается их близость к природе, восприятие окружающего мира как живого, динамичного; людей и животных местные художники изображают всегда в движении: если это, например, олень, то он обязательно что-то делает — бежит или, например, кусает свой хвост. Меня как раз поразила такая фигурка. Я сейчас хочу написать серию картин в абстрактной манере — у меня и раньше картины были несколько абстрактные, а теперь хочу попробовать создать что-то полностью абстрактное, передать движение в форме.
Сейчас у тебя перерыв, а что дальше? Ты собирался в Австралию, покорять самую высокую вершину "зелёного континента"?
— Да, примерно через месяц мы планируем отправиться в Австралию и в Новую Зеландию через Японию, где попробуем взойти на Фудзияму, если погода позволит — сейчас там не сезон и лавиноопасно. В Австралии пик Косцюшко: вершина не очень сложная, основные трудности будут в Новой Зеландии. Пик Кука — её высочайшая вершина и очень сложная в техническом отношении: категория 6 "б". Большая часть времени уйдёт на неё.
Это лишь малая часть того, о чём поведал нам в многочасовой беседе Артур Карапетян. Но ничего страшного — скоро в городе откроются две выставки картин березниковского художника и путешественника — в арт-холле "XXI век" дизайн-студии "Сфера" и в Березниковском историко-художественном музее имени И. Коновалова.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс