Закон не писан

Многие проблемы нашей страны, включая дураков и дороги, — производные от коррупции, которая одна способна свести на нет самые продуманные реформы и самые нужные национальные проекты. Последние восемь лет принято считать годами консолидации элиты и общества, возвращения управляемости страной. Использовала власть доверие населения в борьбе с негативными коррупционными явлениями или обращение к теме коррупции просто стало одним из способов извлечения политических дивидендов? Оценить усилия власти по борьбе с коррупцией позволяет анализ развития антикоррупционного законодательства за последние годы.

КТО ПЕРВЫЙ НА БАЗЕ?
Различные проекты базового закона «О борьбе с коррупцией» эмоционально обсуждаются с 1992 г., концепция его неоднократно менялась, но Государственная дума последовательно отклоняла все варианты этого закона. В 1998 г. был снят с рассмотрения президентский законопроект, а в 2001 г. отклонен закон, предложенный группой депутатов во главе с Виктором Илюхиным. На следующий год еще один депутатский проект закона — «О противодействии коррупции» не был поддержан правительством, но одобрен Госдумой в первом чтении. Затем взгляд на закон кардинально изменился, проект был подвергнут критике как недееспособный и стал непроходным. В результате по сей день консолидирующий федеральный закон, столь необходимый для системного подхода к проблеме борьбы с коррупцией, так и не принят.

ОТКУДА ДЕНЬГИ?
Головной болью коррумпированных чиновников могла бы стать проблема легализации незаконно приобретенного имущества, открытого расходования денежных средств. Возможности трудового совместительства или другого приработка для чиновников существенно ограничены. Контроль над расходами в первую очередь бьет по ним. Поэтому именно в сфере контроля над расходами коррупции можно поставить реальный юридический барьер.

Однако как раз здесь наблюдается весьма странная тенденция. В июле 1998 г. был принят закон № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Закон предусматривал, в частности, что, если в ходе проверки крупных расходов физического лица выявляется факт занижения им доходов, неуплаты налогов или предоставления фиктивных документов, это лицо может быть привлечено к ответственности. Надо сказать, что закон был довольно революционен и не очень вписывался в существовавшую тогда законодательную систему. Многие усмотрели в нем нарушение конституционных прав граждан, в частности нарушение принципа презумпции невиновности. При всем несовершенстве закон обладал одним реальным достоинством: он позволял не только контролировать расходы, но и предусматривал возможность привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, источники доходов которых сомнительны. Закон должен был заработать в январе 2000 г., но был отменен уже в июле 1999 г. в связи с вступлением в действие первой части Налогового кодекса, которому не должен был противоречить.

Ему на смену пришли более умеренные нормы статей 86.1-86.3 Налогового кодекса, согласно которым налоговому контролю подлежали расходы физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации, приобретающих в собственность недвижимое имущество, транспортные средства, ряд ценных бумаг, а также культурные ценности и золото в слитках. Если произведенные расходы превышали заявленные доходы, налоговые органы направляли физическому лицу письменное требование о даче пояснений, а налогоплательщик должен был представить так называемую специальную декларацию, где вправе был это несоответствие разъяснить. По итогам рассмотрения декларации налоговый орган мог доначислить налог с дохода, происхождение которого неясно. Бремя доказывания лежало на налоговом органе, а взыскание на имущество налогоплательщика могло быть обращено только в судебном порядке, т. е. практические шансы на получение налога были невелики. И тем не менее налоговики могли на законном основании любому задать вопрос: «На какие деньги приобретено?!» и даже потрепать нервы в судебной тяжбе на тему неуплаченных налогов.

Но Госдума третьего созыва приняла поправки в НК (закон № 104-ФЗ), отменившие эти положения с июля 2003 г. Оставался еще, правда, пункт 10 статьи 31 Налогового кодекса, предоставляющий налоговикам абстрактное право «контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам». Но и эту скромную возможность российские фискалы утратили с 1 января 2007 г., ибо Дума четвертого созыва отменила эту норму законом 137-ФЗ.

Вопрос, откуда деньги, стал юридически некорректным. А поправки к закону «О противодействии экстремистской деятельности» от июля 2007 г. еще и сузили возможности критики госчиновников.

КОРРУПЦИЯ – НЕ ТЕРРОР
В августе 2001 г. был принят закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но предметом регулирования этого закона коррупционные отношения не стали. Да, закон позволяет отслеживать крупные финансовые потоки, проводить мониторинг использования личных и корпоративных средств, следить за утечкой капитала и проч. Но какого-либо механизма трансформирования этих любопытных сведений в процессуальные меры по пресечению коррупции закон не содержит. Информация о незаконных сделках и платежах, полученная на основании этого закона, не имеет самостоятельного значения и может использоваться правоохранительными органами только в совокупности с доказательствами по иному корыстному преступлению.
Иначе говоря, для того чтобы привлечь к ответственности за легализацию средств, полученных в качестве взятки или путем других злоупотреблений, нужно сначала доказать взятку или иное служебное преступление. И уж во всяком случае, закон о легализации не содействует привлечению к ответственности за неуплату налогов — единственный уголовный состав, который мог бы изобличить преступника, не пойманного за руку непосредственно в момент получения взятки.

Оно и понятно, так как закон «О противодействии легализации…» изначально был направлен не против коррупции, а на борьбу с терроризмом, оттоком капитала из страны и теневым предпринимательством. Последние поправки к закону позволяют контролировать финансирование из зарубежья. Но данные о взятках и откатах, которые и составляют основную часть коррупционных проявлений, закон позволяет форматировать скорее в компромат, чем в самостоятельное юридическое доказательство.

Хотя система наказания не имеет решающего значения для борьбы с антиобщественными явлениями, ослабление или ужесточение карательных мер также может служить индикатором отношения государства к проблеме. О какой-либо радикализации уголовного законодательства о служебных злоупотреблениях за последние годы говорить не приходится. Внесение в Уголовный кодекс статей о нецелевом расходовании государственных средств вряд ли можно считать попыткой кардинально изменить расклад сил на поле антикоррупционной борьбы.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Без спешки и ажиотажа идет работа и с международным антикоррупционным законодательством. Так, Конвенция ООН против коррупции от октября 2003 г. была ратифицирована Госдумой в марте 2006 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от января 1999 г. ратифицирована лишь в июле 2006 г. А в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию Совета Европы от 1999 г. Россия и вовсе не участвует. Только в феврале 2007 г. указом президента была поставлена задача образования межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по реализации в законодательстве России международных конвенций. Пока работа комиссии никаких конкретных законодательных результатов не принесла. Между тем, по данным Transparency International, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран мира наряду с отсталыми государствами бывшего СССР, Азии и Африки.

Период работы двух последних Госдум и президентства Путина не стали эрой прогресса антикоррупционного законодательства. Нельзя исключать, что в ближайшее время будет наконец принят принципиальный закон, предусматривающий, в частности, декларирование имущества членами семей госчиновников, контроль над расходами, конфискацию имущества и ряд других решительных мер. Но закону этому вряд ли будет придана обратная сила, и интересы депутатов и чиновников, которые создали себе хороший имущественный задел, находясь у власти последние восемь лет, не пострадают.

Текст: Сергей Загребнев, Ведомости
Фото из архива

Комментарии

Кому не страшны ветра перемен.
Действующим депутатам долгожителям – Зеленину Н.И. и РахмуллинуВ.В.
Поддержавшим в 1991г. сторонника путча Г.Г. БЕЛКИНА, председателя горисполкома.
Ныне поддерживающих партию ЕДИНАЯ РОСИЯ.

(ЗАЯВЛЕНИЕ группы депутатов гор. совета подписанное на 8 сессии гор. совета от 18. 11.91г
( Газета Березниковский рабочий от 27.11. 91г.)

ЕдиМая Россия, или « гастрономические» предпочтения электората «зарешеченного» города.

Не Решетов конечно, про рябину
Я не могу так звонко рассказать.
Мой идеал не снять с куста малины
-Березку нужно в бане применять.
Полезно, я не спорю, но доступно
Кричаще ярко, на глазах у всех
Вкушая прелести мечтаешь ты подспудно
Крыжовник обломать, царь-ягоду утех.
Скромна, колюча, бешено красива,
Чиста, прозрачна, витаминов- жуть.
Ты скажешь, что полезна и крапива,
Так ешь малину, не вникая в суть.

К ВОПРОСУ О НАРОДНОМ ЕДИНСТВЕ.

Предлагаю сравнить реальные заработки руководителей комитета образования,
к примеру, гл. буха, и рядового сотрудника.

Председатель думской комиссии по соц. развитию Л.ПАСХАЛОВА не видит элементов коррупции в разгроме бухгалтерии ком. образования (назовем это реорганизацией)
Экономия фонда з. платы за счет уволившихся (только финансовый отдел полностью сменился) позволил в десятки раз повысить оплату руководителям.
Предлагаю Л.Пасхаловой СРАВНИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ с Постановлением главы города от 26.10.07г. №2043 об отраслевой системе оплаты труда муп. Учреждений г. Березники.
Смею заметить, что СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ к которому ПАСХАЛОВА имеет прямое отношение, и ГЛАСНОСТЬ, звенья одной цепи, и никак не согласовываются с фразой, прознесеной «слугой народа» в интервью: Есть вещи, о которых мы не распространяемся.

Прошу ответить, не переадресовывая в очередной раз к компетентным органам, на вопрос:
КАК ВСЕТАКИ ОБСТОЯТ ДЕЛА В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ?
Иначе -зачем нам такой народный избранник? Или в вашу компетенцию входит только
Признание заслуг мэра ,имеется в виду постановление думы о награждении его двойным окладом?

Тогда действительно : СИЛА ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА В ЕДИНСТВЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИИ.

( Цитата из поздравления гл. города и пред. гор. Думы - Березниковцам, с днем народного единства.)

Памятка депутатам.

Если все время гнуть свою линию, получится круг.

Слишком много гласности не бывает, её может быть только недостаточно.

По настоящему опасное зло – болтовня ответственных лиц.

Гласность – не подарок судьбы, а условие существования гражданского общества.

Безгласность обычно начинается с того, что заворачивают гайки в прессе, когда проблемы

Глушатся замалчиванием, когда общественная боль загоняется внутрь.

Не разменивается по мелочам только копейка.

От знания того, что дальше будет лучше, не становится хорошо.

В умении замалчивать проблемы гор. дума преуспела.
БЕРЕЗНИКОВЦЫ это чувствуют, не выдерживая «душной» атмосферы, страха за свою жизнь, уезжают из родного города. ( ГАЗЕТА «НЕДЕЛЯ. РУ.»)

"Председатель думской комиссии по соц. развитию Л.ПАСХАЛОВА не видит элементов коррупции в разгроме бухгалтерии ком. образования" -
действительно, причём тут коррупция?
Просто зарвавшиеся оптимизаторы в административном восторге творят чёрт-те знает что... Разумеется не в ущерб себе, любимым. Это не коррупция, это правильный распил бюджета. И личные амбиции.
Вообще, кто-то бы хоть взялся из журналистов за тему авгиевых конюшен городского образования. Там крайне любопытное закулисье...

К вопросу о коррупции.

ВЫ СЕРЬЁЗНО СЧИТАЕТЕ ЧТО ВАМ (журналистам) ПОЗВОЛЯТ ОТКРЫТЬ ЗАКУЛИСЬЕ АВГИЕВЫХ КОНЮШЕН КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ? ТОГДА, ДЛЯ НАЧАЛА, ПРЕДЛАГАЮ САМОМУ СМЕЛОМУ ПОПРОБОВАТЬ ХОТЯ БЫ УВИДЕТЬ ОТЧЕТ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ С ВЫВОДАМИ ПО ПРОВЕРКЕ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ.
ПОВЕРКА ПРОВОДИЛАСЬ СОВСЕМ НЕДАВНО.
РАСПИЛОМ БЮДЖЕТА ЭТО НИКАК НЕ НАЗОВЕШЬ.
АМБИЦИЯМИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТОЖЕ.
ЭТО НАГЛОЕ БЕЗЗАКОНИЕ.
ВОТ И ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ.

А Вам самой (самому... самоё...) слабо?

Примечание: впредь комментарии, набранные при включенном CapsLock допускаться не будут. Уважайте других читателей. Спасибо за понимание.

а почему крупным шрифтом нельзя???,намного удобней читать!!!

1) Если обычный шрифт кажется вам неудобным, потому что он мелкий, вероятно, следует обратиться к окулисту.
2) Если шрифт кажется вам чрезмерно мелким, попробуйте изменить настройки экрана.
3) Все заглавные буквы в слове, как правило, используются ТОЛЬКО ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ данного слова (вместо интонации в голосе). Обратите внимание: при добавлении комментария имеются и другие возможности привлечь внимание к данному слову (например, выделение полужирным)
4) Если заголовочным шрифтом (например, при включенном CapsLock) набран весь текст, то никакие слова в нём не выделяются, следовательно, можно было набрать и обычным способом.
5) Согласно одному из немногих общепризнанных и общепринятых правил общения в Сети, весь текст, набранный при включеном CapsLock, означает крик.
6) Крик в общественном месте означает неуважение к другим людям.

Так понятно?

Прикольно, что журналисты упомянуты шёпотом :-)

Важные темы обсуждаете, господа.
Видно вам тоже били стекла в личном автомобиле. Это к теме шрифта и окулиста.
Хотя по сути это тема ЛОРа. Для плохо слышащих видящих и слабо соображающих, поясняю: это болезни уха, горла, носа.
Пример из жизни, точнее смерти: один человек по фамилии [удалено в связи с анонимностью комментария] обратился на сайт администрации города с важной для него темой, указав свои координаты (23. 04. 2006г.) потом еще раз, (тема Д.Л О.)
Ответа не дождался - умер.

Ничего не понял из этого крика души...
Бюджет нагло не пилится, амбиций нет, беззаконие процветает...
Вывод один - наивное незнание законов руководятлами.
Ну так на это есть статья типа - несоответствие занимаемой должности.
Прокуратура ещё заявления принимает?

Хотелось бы поподробнее: кто проводил проверку? Какие нарушения выявлены? Какие законы нарушены? Что обидно-то?
Коррупция в Березниках есть, конечно, но, получается, всех это устраивает. Те же предприниматели, даря чиновникам (причём в основном чиновницам) квартиры и норковые шубки, больше всего боятся, что об этом узнают те, кто "не в деле". И если рассказывают, то только при условии неразглашения...

Наши судьбы давно предрешены.
Не богами. Подобными нам.
Все рассчитано, планы свершены
И расставлено все по местам.

Где-то в Лондоне хлюпик плешивый
Захотел вдруг за бога решить,
(С ядовитой улыбкою лживой),
Кому сдохнуть, кому еще жить.

Сами мы виноваты во многом.
Равнодушные к жизни, подчас
Рассуждаем умишком убого,
Что, мол, то не касается нас.

Нет, касается. Нам воздается
За вранье, малодушье и лень.
Что посеяли, то и пожнется,
Когда судный приблизится день

Мы желаем, что нас обманули
И, прощая коварство и зло,
Мы от лести притворной уснули,
Равнодушием нас развезло.

Не смешите мои тапочки

Предлагаю проверить законность неких действий Дирекции МУП Фармации с вне государственным Пенсионным фондом.

…Я, ветеран войны и труда, инвалид второй группы, тоже отказалась от социального пакета и нисколько не жалею об этом. Объясняю почему. Те лекарства, которые выписывал мой врач, в аптеках частенько отсутствовали. Нужно было ждать, когда необходимые препараты поступят, а значит, все это время не принимать никакого лечения. И, я покупала лекарства за свои деньги. Это хорошие лекарства, они мне помогают. Конечно, дорого, я согласна, но что делать, пожить то еще хочется!...

Только простые люди могут себе позволить следовать за политическим курсом и тому подобной галиматьей, а у власти нет никакой политики, никакого курса, никаких национальных интересов. У нее есть она сама и все.

Н. АЛАН. « КУЛЕР».

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA-тест
Контрольный вопрос